Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

На прихотливых дорожках испанского сада в плену неоднозначных чувств...


Хоакин Соролья. Бег вдоль пляжа, Валенсия, 1908. Холст, масло, 90 х 166,5 см. Museo de Bellas Artes de Asturias, Oviedo, коллекция Pedro Masaveu.

18 марта в Лондонской национальной галерее с большой помпой открылась выставка Хоакина Сорольи (Joaquín Sorolla y Bastida) - "Sorolla: Spanish Master of Light". Испанский импрессионист известен прежде всего сценами на пляжах его родной Валенсии. Но для первой большой выставки этого живописца в Лондонской национальной галерее из его наследия были отобраны разные по тематике и стилям работы. В концепции выставки не было ничего необычного, более того - она достаточно традиционна. В шести залах - около 70-ти картин из музеев и частных коллекций от начала до завершения творческого пути по группам: семья, истоки и традиции в творчестве, разные жанры и темы. Тем не менее, отклики в прессе меня изрядно повеселили, а местами и озадачили, чем, собственно, мне и хотелось бы с вами поделиться.
Collapse )
promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…

Однажды много лет назад...

Сто лет назад официально был учреждён Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Назывался он тогда по-другому. А в советское время его называли "Киевский музей западного и восточного искусства". В 1985 году именно с этого музея началась моя "музейная карьера". На фото ниже - я и зав. отделом искусства Востока Вера Герасимчук возле ковра, который разложен на склоне парка напротив музея для фотографирования году этак в 1987.


Collapse )

Эшеромания на выставке в Неаполе


До 22 апреля 2019 года в Palazzo delle Arti в Неаполе продолжается выставка работ знаменитого голландского графика Маурица Корнелиса Эшера (Maurits Cornelis Escher), которого большинство знает по его литографии-головоломке с невозможными лестницами:


Эшер М.К. Относительность, 1953. Литография, 27,7×29,2 см. The Walker Collection
Collapse )

Тёрнер и гады



Выразительный крокодил на скале на фрагменте вверху - это мифический змей Ладон, поставленный Герой охранять золотые яблоки в саду Гесперид от поползновений этих легкомысленных девиц. Сад принадлежал их отцу Гесперу (Вечерней Звезде), а рвать золотые яблоки, тем не менее, было нельзя - они были собственностью богини Геры, которая получила их в подарок от Геи на свою свадьбу. Зачем нужно было хранить свои три яблока в чужом саду вместо того, чтобы их съесть, нанимая для их охраны стоглавого дракона, понять сложно, потому что древнегреческие мифы всегда имеют множество вариантов развития сюжета и кучу героев с нереальными мотивациями. Поэтому оставим в покое варианты мифа и сосредоточимся на изображении главного гада. Художники имели полное право изображать его, как им хочется, поскольку никто драконов не видел, а миф, как уже было сказано, имеет несколько противоречивых интерпретаций у древних авторов, как это всегда принято в древнегреческой мифологии. Этот вот крокодил с крыльями на скале - фрагмент картины Тёрнера. На переднем плане в ней происходит важное событие: Эрида, богиня распрей выбирает золотое яблоко из двух, протянутых ей сестрицей Гесперид. Этому яблоку предстоит в дальнейшем стать причиной Троянской войны: подброшенное Эридой на свадебный стол Пелея и Фетиды с надписью "Прекраснейшей", оно станет яблоком раздора между Афродитой, Афиной и Герой, каждая из которых подуськивала Париса отдать яблоко ей, обещая ему разные бонусы. Афродита, как известно, пообещала ему в жёны Прекрасную Елену - супругу Менелая, после чего и был реализован военный сценарий. Но вернёмся к яблокам и Эриде. По одной из версий она мстила за то, что её не пригласили на свадьбу. Знала бы Гера, чьё яблоко ей подкинули, могла бы сразу заявить свои права!))) Да, выбор сада Гесперид для хранения яблок был её большой ошибкой, причём однажды ей уже пришлось в этом убедиться, когда Геракл в 11-й серии своих подвигов убил дракона и умыкнул яблоки. В тот раз она сумела вернуть яблоки, но выводов не сделала - снова поместила их в саду Гесперид (!) Галерея Тейт в Лондоне, где хранится эта картина, сообщает на сайте, что Тёрнер выбрал такой сюжет как намёк на недавние закулисные интриги в Академии художеств, где ему пришлось отстаивать своё право выбирать тему для картины на своё усмотрение. Подробностей я не нашла, но это и не важно - вечная история противостояния свободного гордого творца официальной "отборочной комиссии" имеет, как видим, глубокие и разветвлённые корни.)))


Уильям Тёрнер. Богиня распрей выбирает яблоко раздора в саду Гесперид, около 1806. Холст, масло, 155,3 x 218,4 см. Галерея Тейт, Лондон
Collapse )

Кролик, он же заяц...

Зашёл как-то у нас с kaladrui разговор о значении зайцев в искусстве. И вспомнился мне один кролик (а может он и заяц - на картине не разберёшь, но в названии указан кролик) с картины Яна ван Кесселя из Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого.


Натюрморт с кроликом (Спаржа), 1652. Холст, масло, 108х98,8 см. Слева внизу подпись и дата:J. V. Kessel 1652
Collapse )

Жизнь за окном

Портной Михаила Глейзера - образ такой знакомый и, одновременно, загадочный - созданный им в 1980 году, шьёт, сидя на столе и поглядывая на жизнь за окном. В 1980 году такого портного встретить было уже почти невозможно, разве что в театре или на страницах книги. Какую жизнь видит за окном этот труженик - местечковую, как другие известные портные этого художника или писателя Григория Кановича, иллюстрации к трилогии которого "Свечи на ветру" в том же 1980 году на республиканской выставке сделали Глейзера широко известным? А может быть, это уже советская жизнь, какой её видел Михаил Глейзер, также получивший по воле отца опыт ученика портного?


Глейзер М.Б. Портной, 1980. Бумага, цветная линогравюра.

Попробуем взглянуть на остальных героев и их профессии на выставке в Киевской национальной картинной галерее, о которой рассказ начался здесь, глазами этого портного...
Collapse )

Охотники и сельские обыватели

Тему сегодняшнего рассказа о выставке, речь о которой шла здесь, зададут экспонаты с верхней полки витрины с фарфоровой пластикой: фигурка Самоеда с лисой по модели 18 века завода Ф.Гарднера и Итальянский пастух с гобоем , сделанный по гравюре Л. Поллака 1833 года на заводе братьев Корниловых отправят нас на лоно природы - в поля и луга.))


Collapse )

Кучера, курьеры и разносчики


Кустодиев Б.М. Кучер, 1920-е. Бумага, акварель.

Продолжим начатое вчера здесь
Я бы не рискнула сесть в сани к этому разудалому кучеру № 12 - опрокинет в ближайший сугроб, разбойник!

Кучеров и возчиков в сюжетах на выставке много...
Collapse )

Кафтаны и тюрбаны


Шелест нежных шелков, узорочье и блеск самоцветов – такие ассоциации чаще всего приходят на ум, если речь заходит о восточных одеждах. Чтобы облачиться в шёлковый кафтан и белоснежный муслиновый тюрбан, достаточно зайти в лавку торговца тканями: он сам или его помощники быстро сошьют или подгонят по фигуре уже готовый полосатый узорчатый кафтан, предложат, в ожидании, ароматного кофе с кардамоном и сказку о чудесах Востока – как же без неё. Лавочники, толмачи и путешественники – это та самая коллективная Шахразада, которая выдумала бесконечные волшебные истории 1001 ночи и самоё себя в образе дочери везиря грозного Шахрияра, да и шаха тоже. И французский арабист, путешественник и антиквар Антуан Галлан, первым в Европе переведший "Тысячу и одну ночь" в 1704 году – также больше толмач-толкователь, чем дотошный переводчик: с его лёгкой руки арабские сказки пополнились не входившими в арабские тексты историями об Ала-ад-дине и об Али-бабе и сорока разбойниках.
Заставка к посту и фото витрины ниже – из статьи на сайте Центра сценического костюма в Мулене (CNCS) к выставке "Костюмы Тысячи и одной ночи" (Costumes des Mille et une nuits) 2008 года.


Collapse )