Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Художник галантного века


Алексис Гриму. Молодая женщина в театральном костюме, между 1730 и 1733. Холст, масло, 74х59 см. Государственный Эрмитаж.

Об Алексисе Гриму Alexis Grimou известно, что он родился в Аржантейле в 1678 году, а умер в Париже в 1733 году, а также, что он любил писать дам в театральных костюмах - дань галантному веку, предпочитавшему театральность и куртуазность открытому проявлению чувств.

Игра, лицо под маской - театральность приукрашивала достаточно жесткие и прагматичные взаимоотношения в реальной жизни того времени. Портреты, особенно дамские, были очень идеализированы и не скрывали этого: модели представали в образе античных богинь, но в полушутливой интерпретации - игра, снова игра смыслов и чувств, но всё это рябь на поверхности тёмных глубоких вод...)) Маска в руке - несколько прямолинейное пояснение, что образ театрализован в угоду моде.

Портрет дамы с маской. Холст, масло, 81,5х64 см. Музей Ханенко.

Портрет комедиантки, 1709. Холст, масло. Частная коллекция

Ещё одна дама - на сей раз в левом полуповороте к зрителю и в причудливой пелерине с раковинами. Раковина в левой руке и посох в правой - паломница к месту упокоения св. Якова в Сант-Яго-де-Компостела в Испании, хотя по гордой осанке и богатому наряду дама, скорее, владычица морская?))) Это, конечно, шутка, но театрализованный образ провоцирует!)))

Пелерина с раковинами, 1729. Музей Chartreuse, Douai.

Снова раковины - на берете и в руке юной девы на портрете из галереи Уффици. И в правой руке у неё снова посох, но её одеяние не столь роскошно, как на предыдущем портрете. Её в музее Уффици просто назвали юной паломницей. На мой взгляд, её лукавый вид на паломницу не тянет, но может паломницы были и такими в то далёкое время...)))

Юная паломница, между 1725-1726. Холст, масло, 82х64 см. Галерея Уффици.

Алексис Гриму служил при дворе Луи XV в качестве живописца, что несколько не вяжется со сведениями английской Википедии, что он был почти самоучкой: учился, копируя Рембрандта и Ван Дейка. Конечно, не зная сложной многослойной техники живописи эпохи барокко и не осваивая её под руководством мэтра в живописной мастерской, таких виртуозных портретов не написать. Отец Алексиса Гриму был швейцарским гвардейцем в охране Версаля, а сам художник посещал в 1705 году Парижскую Академию, где жаловались на его весьма посредственный уровень - так пишет английская Википедия. Она же сообщает, что в 1709 году он поступил в Академию св. Луки в Риме. Неизвестно, каковы были его успехи там, но французская Википедия называет его придворным живописцем Луи XV. И мужской портрет, который в Википедии называют портретом Jean Bart Жана Барта или Бара - дюнкерского корсара, хотя и не обрёл пока, видимо, имени в Луврской коллекции, однако висит в зале придворных живописцев Луи XV. Если это и правда адмирал и морской разбойник Жан Бар/Барт, то и этот портрет театрализован - предводитель пиратов в польском костюме!))

Портрет мужчины в польском костюме с трубкой в руке, 1726. Холст (?), масло, 130×96 см. Лувр

Собрата по ремеслу - французского художника Антуана Куапеля Гриму изобразил иначе: просто и откровенно показал лицо крупным планом, наряд, оставляющий низко открытой шею - утренний халат поверх кружевной ночной сорочки, надо полагать. Таким можно предстать перед другом
- достаточно интимный образ, никакой театрализации.

Портрет художника Антуана Куапеля, около 1705-1708 Холст (?), масло. Музей искусств, Руан.

Есть ещё один подобный мужской портрет из частной коллекции, на котором представлен мастер по изготовлению мюзетт (рода волынки), он же - композитор и исполнитель на мюзетте Николя Шедевиль Nicolas Chédeville

Николя Шедевиль.

Снова костюмированный портрет из Национального музея в Варшаве - неизвестный изображён в восточном одеянии. Этот портрет барочным антуражем настолько напоминает подобные портреты Рембрандта, что понятно из-за чего Гриму считают его последователем. Живопись здесь весьма виртуозна, насколько можно судить по цифровой репродукции:

Портрет мужчины в восточной одежде, 1720-е. Холст, масло, 92×65 см.

Известны два автопортрета Алексиса Гриму. Оба представляют его любителем вина, мягко говоря. Автопортрет 1728 года - в образе Бахуса. А портрет из Эдинбурга, вероятно один из последних, представляет художника весёлым выпивохой с высоко поднятым бокалом в левой руке и графином в правой. Нехитрая закуска на столе соответствует образу пьяницы. Художник изобразил здесь себя в возрасте приблизительно 55-ти лет - незадолго до смерти. Придворный живописец - пьяница? Наверное, и так бывает... В его биографии ещё много тёмных пятен...

Автопортрет,1728. Холст, масло, 101х81 см. Дижон, Мusée Magnin

Автопортрет в виде пьяницы. Холст, масло, 116,5х89,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Tags: Алексис Гриму, Живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments