Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

"Алоэ" и русские этюды для гобоя соло

Жиль Сильвестрини меня очаровал. Приятно убедиться, что живой родник музыки не иссох, не заилился от потоков звуков, к музыке не имеющих никакого отношения, да и к звукам природы тоже - так, шум и грохот без гармонии...
Поискала информацию о нем в сети - гобоисты его знают, спрашивают друг у друга, где найти ноты его концертных этюдов. О нем самом - пара строк во французской Вики, но там же (спасибо интернету!) есть ссылка на монографию об этюдах для гобоя в музыкальной литературе 17-20 веков:HISTORICAL ÉTUDES FOR OBOE: 17th−20th CENTURIES.A Monograph Submitted to the Graduate Faculty of the Louisiana State University and Agricultural and Mechanical College in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Musical Arts in The College of Music & Dramatic Arts by Linwood William Zoller IV B.M., University of Georgia, 2005 M.M., University of Georgia, 2007 December, 2011

Название монографии привожу полностью, а в конце поста дам ссылку, чтобы жаждущие нот их таки нашли: там приведены нотные тесты многих этюдов для гобоя с очень прочувствованными комментариями, а главное - в очень хорошей редакции. В случае с Жилем Сильвестрини, право на публикацию в такой редакции получено от него самого: автор приводит тексты e-mail-ов от композитора с разрешением на публикацию.

Теперь несколько слов о самом композиторе. Родился Жиль Сильвестрини Gilles SIlvestrini 4 июня 1961 года в Живе (Givet), департамент Арденны, Франция. Музыкальное образование начал в Консерватории Реймса - в 1979 году получил здесь степень бакалавра и первую премию как гобоист. Был принят в Парижскую консерваторию в класс гобоя Пьера Пьерло Pierre Pierlot. Успешно закончил Парижскую консерваторию в 1985 году с первой премией гобоиста.С 1986 по 1988 год учился композиции в l'École normale de musique в Париже, по окончании получил первую премию за музыку к фильмам.С 1990 по 1996 год служил в качестве первого гобоя во Французском симфоническом оркестре Парижа l'Orchestre symphonique français de Paris, основанным Лораном Птижераром Laurent Petitgirard. В качестве композитора получил приглашение в Casa de Velázquez в Мадриде в 2002 году на годичную творческую командировку (composer-in-residence), а с 2003 по 2005 год был в таком же качестве - composer-in-residence - в Аббе-де-ла-Пре l’ Abbaye de la Prée. Известен не только произведениями для гобоя соло или с оркестром, хотя гобой - его первая любовь в инструментальной музыке и ему, конечно, отдан приоритет; им написаны также квинтет для кларнета и струнных, соната для фортепиано, пьеса для арфы соло и трио для арфы, флейты и альта, вокальные и симфонические произведения. Больше всего в его творчестве - камерных произведений, близких по музыкальному языку импрессионизму конца 19 века, но со свежими авторскими музыкальными приемами, а также программных - по впечатлениям от картин или стихов. Мне его стиль очень импонирует, возможно потому, что тембр гобоя кажется таким необычным соло, но скорее всего оттого, что написаны произведения специально для концертного исполнения соло, а не в переложении из оркестровых пьес или пьес для других инструментов. Сейчас многие оркестровые инструменты выступают на сценах знаменитых мировых концерт-холлов соло, а композиторы пишут специально для ведущих солистов мира - это обновляет репертуар и очень расширяет возможности исполнителей, побуждая их совершенствовать игру на деревянных и медных духовых инструментах, которые раньше преимущественно играли в оркестрах.

Оркестровый стиль Сильвестрини-композитора и изысканную партию солирующего гобоя в исполнении самого Жиля Сильвестрини можно оценить, слушая запись 1996 года: симфоническая пьеса "Алоэ" для гобоя с оркестром. Дирижер - Лоран Птижерар, оркестр - основанный им Французский оркестр Парижа, в котором играл когда-то Сильвестрини.


Очень интересны, на мой взгляд, "Пять русских этюдов для гобоя соло" Жиля Сильвестрини, посвященных памяти пяти русских композиторов:
1. Посвящение Шостаковичу или барабанная дробь. Здесь нет прямого цитирования Седьмой симфонии, хотя подзаголовок и намекает на нее: это музыкальный рассказ о впечатлении автора от музыки Шостаковича - очень взволнованный и весь "пропитанный" музыкальными интонациями Шостаковича...
2. Посвящение Рахманинову или "Вальпургиева ночь". Рахманинов не писал такого произведения, но у него есть "Остров мертвых", написанный под впечатлением от картины Арнольда Бёклина. Здесь узнаваемы рахманиновские пассажи, передающие мертвую зыбь волн, только темп у Сильвестрини быстрый и пассажи вихревые, а заупокойная "Dies irae" звучит остинато в басах гораздо громче... Для тех, кто не знает "Остров мертвых" Рахманинова -
3. Посвящение Скрябину или кружащий, крылатый. Здесь имеется ввиду, конечно, "Поэма экстаза" Скрябина, к которой сам Скрябин написал поэтические строки и полет в которой - прерывистый, безостановочно кружащий и взмывающий ввысь, так точно передан в музыкальном впечатлении - этюде Сильвестрини. Стихи от Скрябина (отрывок) - вот:
На крыльях могучих
Новых исканий
В область экстаза
Он быстро несется.
А сама "Поэма экстаза" , для тех, кто с ней не знаком - вот:

4. Посвящение Прокофьеву или полный поворот ( во французском названии - Volteface). Здесь, на мой взгляд, нет какого-то одного определяющего произведения, хотя интонационно посвящение ближе всего "Ромео и Джульетте" Прокофьева.
5. Посвящение Стравинскому или серьезное Каприччио (на французском - Capriccio serioso). В этом случае имеется ввиду конкретное произведение - Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского:

Вот, наконец, сами русские этюды-посвящения Жиля Сильвестрини:


Сведения об авторе и ноты шести этюдов на картины французских импрессионистов находятся здесь:
http://etd.lsu.edu/docs/available/etd-11112011-090013/unrestricted/Historical_etudes_for_oboe.pdf

А его биография ещё и на сайте гобоистов - здесь: http://perso.numericable.fr/lesiteduhautbois/gilles_silvestrini.php
Tags: Жиль Сильвестрини, Музыка и пение, гобой, импрессионизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Птички от Тёрнера...

    Комментировать особо нечего - просто тщательно воспроизведённые акварелью на бумаге разные птицы.))) За такими виртуозно выполненными изображениями -…

  • Крутая спираль

    Пожарная лестница жилого блока "Le Brasilia" архитектора Фернана Букобза (Fernand Boukobza) в Марселе.

  • Тепло, но снежно...

    Сегодня +2, но снежку насыпало...

promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments