
Хорошо известный эрмитажный натюрморт Снейдерса "Рыбный рынок" часто используют в качестве иллюстрации, чтобы объяснить, чем английское "still life" или голландское " stilleven" - тихая жизнь, лучше французской "мертвой природы" для названия жанра в живописи. В самом деле, в картине Снейдерса всё пребывает в движении: и живые тюлени, и шипящая на них с корзины с устрицами кошка, и черепаха, и крабы, и осьминог и живые всевозможные рыбы , и их уже полумертвые и совсем "уснувшие" сородичи - всё извивается, блестит мокрыми боками и чешуёй, разевает рты, двигает щупальцами, клешнями и плавниками, таращит глаза и переливается всеми оттенками серых и коричневых тонов, словно пытается оттенить собой неизбежный финал в верхней части холста, где уже разделанные и подвешенные на крюки куски рыбы ярко светятся красными срезами. Одним словом - барокко!
Барочное буйство форм при всём своём многообразии имеет повторяющиеся композиционные приёмы, что нетрудно заметить в сравнении эрмитажного "Рыбного рынка" с двумя "рыбными" натюрмортами Снейдерса из Музея истории искусств в Вене:


Барочные натюрморты с дарами моря голландских художников первой половины 17 века гораздо скромнее - неприхотливый завтрак с рыбой, хлебом и вином на смятой скатерти. Скупой монохромный колорит - даже полуочищенный бледно-жёлтый лимон не нарушает единства серовато-коричневых тонов. Акцент сделан на рёмере с вином - ему позволено поблестеть для оживления...


Виллем Клас Хеда. Натюрморт с рёмером и часами, 1629. Дерево, масло. 46×69,2 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
Поздний голландский натюрморт становится богаче по колориту и прихотливее в композициях, да и выбор предметов уже не для скромного завтрака, а для пирушки состоятельных бюргеров: смятая скатерть - не белая льняная, а ковровая, остатки закуски - лобстер, креветки и устрицы... В Голландии, в Нидерландах то есть, и мне впервые пришлось попробовать, с некоторой опаской, устриц. Оказалось, что очень вкусно с лимоном и толченым перцем и солью, запивая всё розовым шампанским - так подавали на открытии выставки: раковины вскрывали на наших глазах и выкладывали на стол, засыпанный колотым льдом. Фунтики с солью и перцем и нарезанные четвертушки лимона лежали вперемежку по периметру - очень напоминало голландский натюрморт.

Ян Девидс де Хем. Натюрморт с лобстером, 1660-е годы. Дерево (дуб), масло, 43х57 см. Частная коллекция.
Дарами моря смело можно назвать всё, что попадает в рыбацкий невод, а вот французским fruits de mer в ресторанной практике и кулинарии нынче принято называть всех, кто с панцирем или в раковинах. Правда, осьминоги в салат fruits de mer тоже попадают, как и кальмары... наверное, проще сказать, что в этот салат не попадает, обычно, - рыба... значит, можно сказать, что fruits de mer - это всё морское, но не рыба!)))

Собственно, я впервые салат с дарами моря попробовала в Италии, где нас угощали устроители недели искусства и пленэра в Торре Канавезе. Это была одна из семи перемен в предложенных холодных и горячих закусках, и я не смогла удержаться и сказала: "Баста!" - только когда ко мне подошли с блюдом салата в третий раз: очень вкусно! Конечно, итальянцы тоже писали рыбную снедь:
Конечно, лучшей композицией для рассказа о дарах моря будет картина великолепного Арчимбольдо, символизирующая водную стихию:

"Рыбный день" во французской живописи начнем вот с этого изящного, в стиле рококо, завтрака с устрицами:

Шарден - классический кухонный натюрморт с кошкой, разгуливающей по каменной столешнице посреди рыбы, зеленого лука и устриц. На углу нашлось место смятой белой льняной скатерти - такой освежающий световой акцент, но главный герой здесь, безусловно, - подвешенный над столом скат, самое яркое цветовое пятно в центре композиции.

Жан-Батист-Симеон Шарден. Скат, 1728. Холст, масло, 114×146 см. Лувр.
Два рыбных натюрморта Эдуарда Мане: один - классический "недоеденный" завтрак с рыбой на белой скатерти, второй - кухонная композиция с рыбой, зеленью и креветками:


Снова завтрак с лобстером - изящная, вся пронизанная светом, написанная легкой кистью композиция Эжена-Луи Будена:

Эжен Луи Буден. Натюрморт с лобстером и белой скатертью, между 1853-1856. Холст, масло. Музей Хай, Атланта.
Закончим - дорадой от Гойи: написано темпераментно, композиция - лаконична, колорит - изыскан:

Journal information