Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Дамы в кружевах

Франс Поурбус Младший. Портрет дамы (возможно - Анна Болейн), 1620-1625. Холст, масло, 46,17 x 36,5 см. Пинакотека Маласпина

Сегодня в ФБ речь зашла о кружевах ручной работы и этот портрет был приведен в качестве иллюстрации к игольным кружевам венецианской работы, когда "иголочкой с золотым ушком из тончайшего льняного батиста вытаскивали уточную нить". Я не знаю настолько тонко технологию разных видов кружев, но меня заинтересовал портрет. Поискала галерею - нашла в Павии (Ломбардия), в 35 километрах южнее Милана. Галерея находится в одном из помещений картузианского монастыря, который, как и замок рядом, обязан своим возникновением роду Висконти (Лукино Висконти - один из потомков, да).

Раз речь зашла о кружевах и их виртуозном воплощении на портретах работы голландцев 17 века, привожу еще несколько женских портретов, перед которыми мне пришлось испытать восхищение живописным мастерством авторов. Все картинки - кликабельны, наслаждайтесь и вы!
Иоганнес (Ян) Корнелисзон Верспронк. Портрет девочки в голубом платье, 1641. Холст, масло, 82х66,5 см. Рейксмузеум, Амстердам.

Иоганнес (Ян) Корнелисзон Верспронк. Портрет Марии Стрип,1652. Дерево, масло, 97х75 см. Рейксмузеум, Амстердам.

Рембрандт. Портрет дамы (возможно - Мария Трип), 1639. Тополевая доска, масло, 107х82 см. Рейксмузеум, Амстердам.

Рембрандт, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Да, то, как он написал фестончики кружев на воротнике дамы - изумляет. Но, в то время многие, даже не столь известные, живописцы, словно соревновались друг с другом в технической изощренности, во владении ремеслом. Казалось бы, что тут удивительного. Но у этого портрета я тогда застряла просто. Глаз не могла оторвать, казалось - чувствовала то, что чувствовал художник, выбирая для каждого узора на кружеве отдельную кисть, позволяющую варьировать мазок, чтобы "вылепить" белилами все тонкости - он явно испытывал восторг от того, что делал, и что получалось так, как хотелось! Позднее в своих портретах он оставит это увлечение разнообразной фактурой тканей, но тогда - он просто наслаждался своим умением! При сильном увеличении на фестонах видна квадратная сетка трещин-кракелюров: белила растрескались от сжатия-расширения тополевой доски, на которой написан портрет, - по текстуре дерева.
Tags: Живопись, искусство для народа, ремесло и искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments