Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Categories:

В повреждении алтаря Лондонской галереи виноваты тосканцы


Якопо ди Чоне. Распятие, 1369–1370. Дерево, масло. Лондонская национальная галерея.

При подготовке выставки "Итальянская живопись до 1400 года", открывшейся в галерее в ноябре 1989 года, этот алтарь был перенесён в фотостудию для съемки - готовили выставочный каталог. Судя по описанию процесса сотрудниками галереи и со слов автора статьи - Мартина Бейли, алтарь прикрепили к подставке какими-то зажимами, не посоветовавшись с реставраторами (надо было ещё скотчем тяжеленный алтарь прилепить к подставке!). Фотограф, вероятно, не успел закончить съемку до конца рабочего дня, или просто устал очень от процесса подготовки к съемке, потому что оставил непрочно закрепленный алтарь в студии на ночь без присмотра. О чем думали хранители, ответственные за этот экспонат, в статье не пишут, но пишут, что падение ночью с 1.5 метровой подставки алтаря, расколовшегося на две части, привело также к сильному повреждению резного балдахина-навершия алтаря. Далее автор сообщает, что поврежденный алтарь успели восстановить к выставке, но в полный каталог, куда вносятся также сведения о реставрации, информацию о недавнем повреждении не внесли, а в ежемесячном бюллетене галереи срочную реставрацию повреждений объяснили читателям заражением тосканской часовни, где 600 лет назад находился алтарь, мебельным точильщиком, который источил балдахин за 600 лет до почти полного разрушения (!). Подлинные обстоятельства повреждения алтаря стали известны автору статьи недавно:
Согласно опубликованным протоколам заседаний попечительского совета, Нил Макгрегор, занимавший тогда пост директора музея, объявил на одном из собраний, что это, «пожалуй, самое тяжелое в истории галереи непреднамеренное повреждение, ведь этот шедевр — один из немногих алтарей XIV века, дошедших до нас в оригинальной раме».

Попечителям галереи сообщили об инциденте в следующем месяце. В акте записано: «Установлены причины падения алтаря с подставки. Виновник произошедшего отсутствует, в числе возможных предпосылок происшествия можно назвать беспрецедентные со времен [Второй мировой] вой­ны масштабы внутренней ротации произведений искусства [в галерее]… Решение прикрепить работу к подставке при помощи зажимов по бокам признано ошибочным. Оно было принято без рекомендаций работников отдела реставрации, однако обращение в отдел не требовалось… не представлялось возможным в полной мере оценить, до какой степени хрупок балдахин [алтаря]: из него была собрана целая коробка пыли от мебельного точильщика, и выяснилось, что в некоторых местах он держался только на гипсе и позолоте».

Далее отколовшуюся часть приклеили на место, а утраты заполнили. Балдахин укрепили акриловыми смолами, задник — слоем судостроительной фанеры, чтобы освободить верхнюю часть рамы от нагрузки.

Сообщение о повреждении алтаря появилось в ежемесячном бюллетене галереи, но было сформулировано так, чтобы читатели не догадались о степени серьезности несчастного случая. Строго говоря, музей опубликовал заведомо ложную информацию. В статье говорилось: «Мебельный точильщик веками разрушал балдахин над центральной панелью алтаря, и она оказалась настолько хрупкой, что пострадала при обследовании… Повреждение шло десятилетиями из-за заражения вредителями часовни в Тоскане, откуда происходит алтарь». Ни слова о недавнем падении.

Произведение быстро отреставрировали, включив в экспозицию. И хотя реставрация была связана с рядом трудностей, статья в каталоге повторяла краткий отчет о случайном повреждении балдахина.

В полном каталоге Итальянская живопись до 1400 года, выпущенном Национальной галереей в 2011 году, информации еще меньше. В разделе, посвященном «конструкции и состоянию панелей», происшествие косвенно упоминается лишь в формулировке «значительное повреждение в результате деятельности паразитов и некоторое число трещин», появившихся за 640-летнюю историю алтаря.

Весной нынешнего года представительница галереи рассказала The Art Newspaper о том, что панель присоединили заново, кроме того, «на место вернули несколько отслоившихся кусочков оригинального красочного слоя». «Согласно составленному тогда внутреннему отчету к инциденту привела не ошибка персонала, но такие факторы, как недооцененная хрупкость алтаря, неудачная конструкция подставки и необычно активное перемещение произведений искусства», — добавила она. По ее словам, «галерея извлекла урок в том, что касается протокола, обучения персонала и использования оборудования».


Отсюда:
http://www.theartnewspaper.ru/posts/3285/

Добавлю от себя: необычно активное перемещение произведений искусства в галерее, очевидно, происходит само по себе, раз ответственных за случившееся нет. Экспонаты сами ходят на фотографирование, не спрашивая разрешения у хранителей и не советуясь с реставраторами по поводу своего состояния сохранности, сами там на ночь остаются без присмотра - просто детский лепет какой-то! Фотографы никогда не задумываются о сохранности экспонатов, даже если это фотографы музея - это не их проблема, но в серьезном музее хранитель никогда не оставляет свои экспонаты без присмотра ответственных лиц! Профаны, а не музейщики!
Tags: Музейное закулисье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments