Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Время кураторов

Распространено мнение, будто рынок двигает искусство, помогает выявить лучшее произведение. На деле все обстоит прямо наоборот — рынок всегда способствовал забвению крупных художников, концентрируя внимание на салоне. Салон (то есть усредненное представление о моде и потребностях общества) побеждал всегда.
Максим Кантор


Анри Жерве. Заседание жюри по живописному отделу парижского салона. Музей Орсэ

Актуальное искусство существует в своем собственном измерении, куда попасть можно, благодаря проводнику - куратору проекта. Всё чаще теперь выставки именуют проектами: собрать известные "имена" под"живенькую" популярную идею, найти спонсоров и пространство для будущего шоу (ибо это шоу, безусловно, - здесь демонстрируют иллюзии), людей, которые организуют это пространство под просмотр - всем этим дирижирует куратор и от его известности зависит успех выставочного проекта (теперь уже просто проекта для краткости и "технологичности" звучания), а известность его имени, в свою очередь, зависит от рекламы и рекламодателей, которые, вкладываясь в проект, получают, уже - в свою очередь, огромные прибыли. И все давно забыли, что когда-то выставки называли вернисажами, потому что зачастую перед самым открытием художники покрывали свои картины свежим лаком (vernis на французском), и художники тогда играли значительно более заметную роль на этих выставках, хоть и зависели материально от владельцев галерей и торговцев картинами.
Свои размышления над феноменом рынка искусства художник и писатель Максим Кантор изложил в статье "Продавцы вакуума" (журнал "ЭКСПЕРТ ONLINE" - только для платных подписчиков), а доступной для нас её сделал Владимир Дианов, разместив в своём блоге (ссылка в конце поста).

Ежегодно в мире проходят десятки ярмарок, актуальное искусство устраивает смотры достижений. Галереи, подобно домам моды, выставляют осенние и зимние коллекции — предлагается соответствовать лучшим образцам. Парадокс состоит в том, что лучшее не значит великое. Великие произведения больше никому не нужны: великое ставит под сомнение продукцию соседа, быть великим невежливо и недемократично. Комиссар биеннале авторитетно утверждает: великих художников больше нет. И не нужны они свободному обществу — но сколь же возросла роль куратора! Вот куратор стоит под лучами юпитеров, суровый человек, проницательный и адекватный. Почему-то кураторы внешним видом своим копируют киногероев (тяга казаться героическим сохранилась, хотя героизм и отменили) — они одеваются в темное, сжимают губы в ниточку и буравят пространство взглядом. Можно подумать, они сделали в жизни нечто бескомпромиссное и героическое, но нет, не сделали и никогда не сделают. Их общественная роль — уберечь рынок от героического и великого. Сообразно убеждениям и сущности кураторам бы надо носить байковые пижамы в горошек, они же рядятся в черные бушлаты десантников.

Настало время кураторов — не творцы, а они, некогда маленькие незаметные служащие, теперь правят бал. Уж они искусству попомнят! Уж они поставят на место этих выскочек. Вообразите такую страшную сказку: ожившую Галатею заставляют окаменеть заново, из произведений искусства — картин, статуй, рисунков — специальным прибором изымают душу, то самое «маленькое ощущение», которое искал Сезанн. Отныне душой искусства (смыслом, содержанием, гордостью, страстью) распоряжается ведомство кураторов. Отныне искусство будет дополнением к концепциям кураторов, правда, у кураторов нет оригинальных концепций, кураторы хороши тем, что они стандартные люди, — такая вот у нас сложилась ситуация.


Полностью - здесь:
Рынок иллюзий |

Tags: Информация к размышлению, Искусство для народа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments