
Внешние створки алтарного триптиха Босха "Воз сена" представляют измождённого пилигрима, пытающегося защитить себя от нападающей на него собачонки. Вопреки традиции, внешние створки написаны не монохромно - гризайлю, а полноцветно, с довольно разнообразной палитрой. Сам замысел этой панорамы земных бедствий, от останков человека и животных у ног пилигрима до виселицы вдали, с жутким соседством сцены ограбления путника и отрешённо пляшущих на соседнем холме крестьян за спиной странника, принадлежит Босху, но дописывали картину, по мнению экспертов, ученики его мастерской. Кроме того, что триптиху пришлось пройти длительный путь от коллекции к коллекции, причём разделённым на отдельные части, прежде, чем в 1914 году он был соединён в одно целое в музее Прадо, существует ещё один вариант этого триптиха, хранящийся в Эскориале. Оба варианта триптиха подвергались серьёзной реставрации и до недавнего времени не существовало единого мнения, какой из них первоначальный вариант, а какой повторение. Единства мнений нет и сейчас, но есть надежда, что в ходе изучения наследия Босха международным советом музейных специалистов и независимых исследователей Bosch Research and Conservation Project, будут собраны и систематизированы данные, которые снимут хотя бы часть существующих противоречий.
Триптих написан на досках из балтийского дуба, что характерно для работ Босха. Дендрохронологический анализ (по годичным кольцам) указывает, что дерево было спилено не позднее 1508 года. Исходя из обычного времени, требуемого на просушку и подготовку основы под живопись, сотрудники Прадо датируют триптих 1512-1515 годами. Вероятно, это последняя, или одна из последних работ Босха. Написан триптих маслом по клее-меловому грунту. Центральная часть основы имеет паркетаж (перекрестные шпонки-планки, препятствующие деформации основы). Размер триптиха вместе с рамой в развернутом виде - 147,1 х 224,3 см.

Название триптиха дано по изображению его центральной части, помещенной между изображениями Рая и Ада на боковых створках.


Воз сена центральной части триптиха - главная аллегория, происхождение которой популярные источники любят относить к нидерландской пословице "Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет", хотя серьёзные музейные исследователи полагают, что это прежде всего - иллюстрация стихов 6-7-8 из главы 40 Книги пророка Исайи: "...Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно."

Как бы то ни было, и влюблённая пара, музицирующая вверху на сене, и влекущие воз демоны, и следующие за возом Папа Римский (схож лицом с Александром VI из рода Борджиа),

На Ветхозаветную версию указывает взирающий сверху на людей,предающихся смертным грехам, Спаситель в облаках, воздевший руки и, вполне возможно, готовый уже дуновением своим обратить их в засохшую траву - сено...
Есть интересные замечания об изображенных на возу с сеном влюблённых . На сайте музея Прадо рядом с изображением указано: "Мария Бургундская браком с императором Максимилианом I объединила свои владения с Габсбургами. Брак их сына Филиппа Красивого с дочерью Католических королей (титул данный Папой Изабелле Кастильской и Фердинанду Арагонскому) Хуаной Кастильской, прозванной "Безумной", ставил своей целью объединить герцогство Брабант, Испанию и Священную Римскую Империю под единым управлением (в будущем)".


Заканчивая рассказ о триптихе "Воз сена", хочу предложить небольшое видео, раскрывающее технологические особенности триптиха. Поскольку на выставке Босха в Прадо у каждого экспоната помещены рентгенограммы, инфракрасные рефлектограммы и другая технологическая документация, видео дополнит представления о выставке и тех результатах, которые уже получены в ходе реставрации и исследований наследия Босха. Диалог в ролике ведут специалисты по Босху из музея Прадо: Пилар Сильва, куратор-хранитель отдела фламандской живописи, Северной школы (1400-1600-х) и испанской живописи (1100-1500-х), и Хайме Гарсиа-Майкез, сотрудник отдела технологических исследований (так возможно перевести это их структурное подразделение, чтобы было понятно, чем они там занимаются!). В начале ролика Пилар и Хайме говорят о результатах дендрохронологического анализа, которые я привела выше, а затем Хайме отмечает сходство технических данных этого триптиха с другими работами Босха. Например с "Поклонением волхвов", о котором было видео в посте [Реставраторы музея Прадо о триптихе ]http://alexspet.livejournal.com/55612.html.
Обратите внимание - на 0:20 минуте показана рентгенограмма триптиха, на которой видны паркетаж центральной части, крепления триптиха и изображение, невидимое в обычном свете.
На 0:53 минуте Хайме подчеркивает важность этой работы для представления о живописи зрелого мастера, которая отличалась абсолютной свободой и техническим совершенством. Босх писал в технике фламандской многослойной живописи. На 1:10 Пилар отмечает, что для Босха характерна уникальная, только ему свойственная манера предварительного рисунка, подмалёвка и дальнейших прописок, что видно и по исследованиям, проведенным в ходе консервации данного триптиха. На 1:23 мин. показана рефлектограмма в инфракрасном свете, благодаря которой виден подготовительный рисунок на участке "Изгнания из рая" на левой створке. Рисунок обобщенный, без детальной проработки, что отмечает Пилар, как свидетельство мастерства Босха, который дорабатывал изображение на стадии подмалёвка и прописок. На 1:28 показан участок нижней части правой створки, где рисунок фигур грешников ещё менее детализирован. Хайме подтверждает на 1:35, что для всех работ Босха характерен очень свободный подготовительный рисунок, который он делал кистью органическим чёрным пигментом. Он отмечает даже некоторую небрежность рисунка, обусловленную степенью свободы живописной техники Босха. На 1:39 - ИК-рефлектограмма участка в нижней части воза с сеном.А на 1:47 - ИК-рефлектограмма сцены с шарлатаном-лекарем под изображением воза. На 1:52 - ИК-рефлектограмма верхней части воза, а Хайме рассказывает, что видны многочисленные изменения, которые Босх внёс в процессе подготовительного рисунка, на стадии перехода от рисунка к подмалёвку и в дальнейших прописках. На 2:04 Хайме обращает внимание Пилар, что ещё до нанесения подготовительного рисунка, Босх представлял всю композицию уже в законченном виде, поэтому отдельные фрагменты: головы, к примеру, - им проработаны изначально совершенно чётко, их хорошо видно, ещё до прорисовки всех других участков. На 2:28 Пилар отвечает: "Да, в других случаях, в "Саде любострастия", например, есть видимые изменения между стадией подготовительного рисунка и окончательной живописью. Здесь же, он работает по-другому: наносит локально рисунок или работает вообще без подготовительного рисунка. Я не хочу сказать, что изменений здесь он не вносил, но они здесь относительно минимальны." На 2:54 Хайме отмечает, что живописная техника Босха в этом триптихе строится на сочетании участков тончайшей лессировочной живописи (тонких цветовых слоёв) и участков, написанных темпераментно "импасто" - пастозно, что создаёт богатую рефлексиями живописную поверхность. Он полагает, что подобная свободная живописная техника демонстрирует всё, чего достиг Босх за все годы своей работы и это именно то, что делает триптих настоящим шедевром.
Journal information