Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Парижское кафе - театральные подмостки в уличной толпе...

(Кликабельно)
Илья Репин. Парижское кафе, 1875. Холст, масло, 120,6 х 191,8 см. Частная коллекция.

Картина Ильи Репина "Парижское кафе", которая была продана на аукционе Christie’s в 2011 году за $7,4 млн, может вполне быть олицетворением русского взгляда на парижское кафе на бульварах. Здесь каждый посетитель, даже завсегдатай, немного инкогнито - с непроницаемой маской на лице, отчуждающей его от людей за соседними столиками. Но из-под маски он внимательно следит за участниками сцен и сценок одной большой, разыгрывающейся на его глазах, драмы, и сам находится под перекрёстными взглядами всех, кто задействован в этой непрерывной мизансцене жизни. Сам принцип мизансцены, использованный в композиции Репиным - театральный и, шире, - литературный, в соответствии с которым художник смотрит, вслед за Бодлером-художественным критиком, на жизнь как посторонний наблюдатель, у французских импрессионистов был в то время уже не в чести. Их композиции чужды театральности - они фрагментарны, как кадры в киноленте. Бодлер называл своего современника-живописца "Flâneur" - фланёр. Но, праздношатающийся гуляка, как обычно переводят это слово, не вмещает того, что подразумевал Бодлер: в применении к современникам-живописцам ( друзьям-импрессионистам, конечно же, а не официальным художникам Салона), фланёр - это "бескорыстно любознательный человек, ненасытный наблюдатель". Его кредо - "Жить вне дома и при этом чувствовать себя дома повсюду, видеть мир, быть в самой его гуще и остаться от него скрытым..." Да, для Бодлера такой наблюдатель - "это принц, повсюду сохраняющий своё инкогнито". Поклонник романов Эмиля Золя, Илья Репин с нескрываемым интересом взирал на жизнь парижских кафе, где не только встречаются за трапезой или флиртуют - здесь спорят и ведут политические дебаты, здесь, наконец, место встреч всё тех же живописцев-импрессионистов.
Свою картину, тем не менее, Репин задумал не в духе случайно выхваченного фрагмента из этой бурлящей жизни, а с отчётливо прочитываемым сюжетом и, как уже сказано выше, выстроенной мизансценой. Все изображенные на полотне имеют, как утверждают эксперты Christie’s, реальных прототипов из парижской жизни того времени: центральная героиня за столиком в чёрном - актриса Анна Жюдик; углубившийся в чтение газеты господин в очках за соседним столиком - литературный критик и писатель Фердинанд Брюнтьер; взирающий на героиню из-под полей своего цилиндра, с лукавым прищуром и сластолюбивой ухмылкой, господин с нафабренными усами - модный салонный живописец Жан-Леон Жером, по одной из версий. Есть свои прототипы и у других изображенных на полотне. Сюжет называют скандальным, исходя из вызывающего вида главной героини, осмелившейся придти в кафе без сопровождения. На мой, поклонницы французской литературы 1960-х, взгляд на героиню в чёрном, кроме господина с нафабренными усами и дамы в роскошной шали из-за столика по соседству, никто внимания не обращает: за каждым столиком происходят свои драмы, своя жизнь. И выходящая пара джентльменов, один из которых натягивая перчатку, скосил взгляд из-под пенсне в поисках экипажа, тоже к ней равнодушны, хотя эксперты полагают, что господин в пенсне косит глазами как раз на неё - возмущаясь такой распущенностью и снимая при этом перчатку (непонятно, зачем стягивать перчатку выходя из кафе на улицу!). А за крайним столиком справа и вовсе сложно кого-то шокировать: ни господина в очках и котелке с циничной миной, ни его спутницу с усталым лицом уличной кокотки уже ничем не удивишь.

Многие парижские кафе стали знамениты с течением времени, благодаря своим прославившимся посетителям. Некоторые из них сумели сохранить не только истории встреч под их сводами и у столиков на улице под тентами, а и свои стильные интерьеры, как кафе «Julien», в котором встречались Эдит Пиаф и боксёр Марсель Сердан в пору их романа. За подсказку и фото благодарю Веру Медведеву - Vera Medvedeva











Tags: Живопись, Искусство для народа, Музыка и пение, Париж, Репин, Эдит Пиаф
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments