Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Рубенс великолепный

28 июня 1577 года родился Питер Пауль Рубенс. Впервые оказавшись в зале Рубенса в Эрмитаже, посетитель, должно быть, испытывает то же чувство, которое когда-то испытала я - потрясение и некоторый шок от обилия обнаженной плоти. Куда бы ты не обратил свой взор, всюду на тебя буквально вываливаются из позолоченных рам пышные разноцветные телеса. Так поворачивалась я когда-то - в поисках менее бурного телоизвержения, чтобы перевести дух, пока не уткнулась взглядом в пупок, нет, скорее - в необъятное брюхо Вакха. Помнится, я тогда сбежала в соседний зал: для первой встречи с Рубенсом 5 минут оказалось достаточно.))) О Вакхе, замечательной своей композицией картине Рубенса, мы поговорим позднее. А начать мне хотелось бы с вот этой перламутровой Венеры перед зеркалом из Музея Лихтенштайн в Вене (картинка кликабельна).


Венера перед зеркалом, около 1613/1614. Дерево, масло, 123х98 см.Liechtenstein Museum

Музей Лихтенштайн был первым музеем, который мы посетили в Вене, куда приехали принимать наши экспонаты с выставки [Айвазовского]http://alexspet.livejournal.com/2667.html. Приняв экспонаты и убедившись, что их надлежащим образом упаковали, мы с коллегой устремились по намеченному заранее на этот день маршруту. Когда-то это было предместье Вены и дворец считался загородным - Садовым дворцом Лихтенштайнов.

В коллекции много Рубенса и других мастеров барокко, но "Венера перед зеркалом", что называется, - визитная карточка этого музея. По сравнению с большинством богинь в работах Рубенса, эта Венера - вполне умеренных форм, зато её белокурые волосы и нежный цвет лица, вместе с жемчужными переливами кожи - зрелище для эстетов очень привлекательное. Если учесть мою первую встречу с оригиналами Рубенса, можно понять, отчего я так стремилась увидеть Венеру. Рубенс - виртуоз живописи, я давно в этом убедилась, побывав еще много раз в Эрмитаже. Но эта картина, известная мне только по репродукциям, занозой сидела в моем подсознании и требовала личного знакомства. Наверное, вы уже поняли, что ожидаемого катарсиса от встречи с шедевром у меня не произошло - так бывает, когда очень сильно и очень долго чего-то желаешь. Нет, живопись этой картины виртуозна, и цвета радуют глаз, но эмалевая, заглаженная до зеркального блеска поверхность, скрывающая работу кисти, делающая почти невидимыми мазки, вызывает неприятное чувство какой-то слащавости, приторности...

Писал Рубенс большей частью на деревянных основах, а если и выбирал холст, то грунтовал его толстым слоем и выглаживал до идеально гладкой поверхности - это традиция фламандской школы. Но не всегда, нанося тончайшие слои живописи, Рубенс заканчивал работу, заглаживая поверхность картины. Висящие неподалеку от разочаровавшей меня Венеры портреты детей Рубенса восхитительны непосредственностью образов и выразительным контрастом темпераментно написанных плотными фактурными мазками лиц и других "светов" с легкой дымкой полутеней.

(Кликабельно)
Портрет Клары Серены Рубенс, около 1616. Холст на дереве, масло, 37х27 см. и Двойной портрет Альберта и Николауса Рубенсов, около 1626/1627. Дерево, масло, 157х93 см.

Но вернемся к эрмитажному Вакху и его замечательной композиции.

(Кликабельно)
Вакх, между 1638 и 1640. Холст (переведено с дерева), масло, 191×161,3 см. Государственный Эрмитаж

Самым тщательным образом сюжет и композицию картины исследовал С.М. Даниэль в своей монографии "Картина классической эпохи". Некоторые цитаты из книги, похожие на оды таланту Рубенса, приведу, чтобы сгладить моё первое негативное впечатление от "Вакха":

"В этом вакхическом неистовстве плоти прославление чувственного земного бытия нерасторжимо слито с умной иронией художника. Не только яркой чувственностью насыщена ее форма, - в ней пульсирует мысль Рубенса."

"Композиция обнаруживает характерную для Рубенса радиально-кольцевую структуру, находящуюся в полном соответствии с циклической организацией действия. Тучное тело Вакха, восседающего на бочке служит центром, вокруг которого "вращаются" фигуры вакховой свиты. Вместе с тем и пьянящая влага совершает свой цикл: зверь гложет виноградную лозу; младенец, в вакхическом экстазе запрокинув голову, ловит ртом тонкую струйку вина, что неверной рукой льет в чашу Вакха опьянённая менада; сатир опрокидывает себе в горло огромный кувшин, из которого бьёт широкая винная струя; и, наконец, младенец в правом углу завершает этот цикл, самым непосредственным образом возвращая влагу земле."

Это только самые яркие цитаты из панегирика вину и возлияниям в картине Рубенса. Соревноваться в красноречии с Сергеем Даниэлем я не стану, отмечу лишь, что его дионисийский восторг, возможно, объясняется тем, что он, как и Рубенс, родившийся под созвездием Рака, по дате рождения относится к водной стихии - он Скорпион!)))
Tags: Живопись, Музей Лихтенштайн, Рубенс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments