Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Нонконформист из Караваджо

Караваджо. Больной Вакх, 1593. Холст, масло. 67 × 53 см. Галерея Боргезе, Рим, Италия (Кликабельно)

В образе больного Вакха Микеланджело Меризи из Караваджо изобразил самого себя, только что оправившегося после малярии. Биографы пишут, что денег нанять натурщика не было, вот он и воспользовался зеркалом. Есть, однако, еще работы, в которые живописец, прозванный по месту рождения Караваджо, включил свое изображение.

Этот вполне светский сюжет со сценой музицирования включает автопортрет художника в виде музыканта с рожком на заднем плане. Картина находится сейчас на выставке "Караваджо и его последователи" в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде.

Музыканты, около 1595 г. Холст, масло, 92 х 118,5 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

В композиции "Взятие Христа под стражу" автопортретом считается изображение у правого края между двумя воинами: мужчина с поднятой рукой. Эта картина не так давно была включена в список произведений Караваджо, а до этого считалась утерянной еще в 18 веке. В 1990 году Серджио Бенедетти, главный реставратор Национальной галереи Ирландии после очистки картины, висящей в трапезной иезуитов в Дублине и считавшейся копией с утраченной работы Герарда Хонтхорста, высказал предположение, что это работа Караваджо. Открытие было опубликовано в 1993 году. Копия этой картины, принадлежащая Одесскому музею западного и восточного искусства, долгое время считалась авторским повторением, из-за чего привлекла внимание грабителей и стала объектом "громкого международного" похищения в 2008 году.

Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды), ок. 1602. Холст, масло, 134х170 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин, Ирландия


Есть еще автопортрет на заднем плане в сцене "Мученичества св. Матфея" , и, наконец, автопортретом считают лицо отрезанной головы Голиафа в картине из галереи Боргезе. Эту картину художник долго возил с собой, находясь в изгнании после объявления его "вне закона" папой Павлом V за убийство во время очередной драки, и постоянно подправлял. Не удивительно, что после стольких драк, заключений под стражу, побега из мальтийской тюрьмы, где его содержали в каменном мешке, и прочих неприятностей, в которые Караваджо попадал, благодаря своему буйному нраву и нежеланию считаться с принятыми этическими нормами, взгляд его на мир стал совсем мрачным. Хотя сцены с отрезанием голов встречались у него и раньше. Изображения ниже - несколько натуралистически точно написанных картин на "кровавые" сюжеты из Ветхого и Нового заветов

Давид с головой Голиафа,1606-1607.Холст, масло, 125x101 см. Галерея Боргезе.

Давид и Голиаф,1600. Хослт, масло. Музей Прадо, Мадрид

Усекновение головы Иоанна Крестителя, 1608. Холст, масло, 361×520 см. Собор св. Иоанна.
В этом полотне Караваджо преступил даже через элементарный суеверный страх: подпись свою сделал пальцем "из вытекшей крови" Иоанна...



Саломея c головой Иоанна Крестителя, после 1607. Холст, масло, 91,5 × 106,7 см. Лондонская национальная галерея


Юдифь и Олоферн, 1599.Холст, масло. 145×195 см. Палаццо Барберини, Рим

Кардинал Борромео, тот самый, в коллекции которого оказался[натюрморт Караваджо]http://alexspet.livejournal.com/61558.html, свои впечатления от встречи с Микеланджело Меризи в Риме выразил так: «человек неотёсанный, с грубыми манерами, вечно облачённый в рубище и обитающий где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Вероятно, тогда, невзирая на жизнь впроголодь, он и в самом деле был счастлив.

Юноша с корзиной фруктов,около 1593.
Холст, масло,70×67 см. Галерея Боргезе.


Даже в этом идиллическом юноше с корзиной фруктов под внешней благообразностью ощутимо драматичекое напряжение, чему способствует резкая тень, отбрасываемая его фигурой на светлый фон. Подобный эффект использован и в групповой сцене "Ужин в Эммаусе", где вы увидите знакомую корзину с фруктами из натюрморта, каким-то чудом удерживающуюся на краю стола. А стоящая фигура, которая замыкает композицию слева - снова автопортрет, по сложившемуся мнению историков искусства, весьма спорному, на мой взгляд.


Ужин в Эммаусе,1601. Холст, масло, 139×195 см. Лондонская национальная галерея

Для живописи барокко, да и искусства барокко в целом, свойственна театральность, патетика и динамичность композиций. Но у Караваджо впервые именно свет становится главным средством для передачи конфликта, драматического столкновения. Его "подвальное" освещение косым лучом света, которое он получал, освещая постановку сверху сквозь "бычий глаз" - специальное окошко, станет "коронным" приемом и у его последователей-"караваджистов". При таком освещении тени становились совсем черными, а луч света выхватывал из мрака узловые моменты в композиции, разворачивающейся перед глазами зрителя, подобно театральной мизансцене. Это видно в "Ужине в Эммаусе", но еще интереснее композиционное решение в "Призвании Матфея".
Здесь направление светового потока подчеркнуто дважды жестами Иисуса и святого Петра в направлении мытаря Левия (Матфея), подхватывающего их пантомиму своим жестом - указующим на себя.

Призвание св. Матфея,1599–1600. Холст, масло, 322×340 см. Церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Рим.

За 38 лет бурной жизни Караваджо написал много работ, о которых до сих пор спорят. В его наследии - ни одного рисунка или подготовительного эскиза, что еще больше усугубляет проблемы с атрибуцией некоторых его полотен. Как бы то ни было, по проложенному им пути последовали не только многие художники, в том числе знаменитые. Он оказал влияние на творчество мастеров кино.
Автор книги о Караваджо, современный итальянский искусствовед Д. Бонсанти полагал, что экстремизм, свойственный его личности, был не проявлением негативных черт его буйного нрава, а выражением его нонконформизма. В таком случае, он и в этом оказался первым - на 300 лет опередил нонконформистов 20 века.


Tags: Живопись, Караваджо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments