Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Натюрморты коллекции Амброзианы

Караваджо. Корзина с фруктами, между 1594 и 1597/1598 гг. Холст, масло, 47х62 см. Пинакотека Амброзиана. (Кликабельно)

Натюрморт Караваджо - единственная работа художника в миланской Амброзиане и одна из трех важнейших картин, которые упоминают, говоря о Пинакотеке этой старейшей общедоступной библиотеки в Италии, учрежденной кардиналом и архиепископом Федерико Борромео. Названа библиотека по имени отца церкви Святого Амвросия Медиоланского, епископа и покровителя Милана, а открытая при ней в 1618 году Пинакотека также была учреждена кардиналом Борромео и состояла из его коллекции картин и рисунков, подаренной им Пинакотеке .

Классическое искусствоведение провозгласило "Корзину с фруктами" Караваджо первым натюрмортом в истории живописи, поэтому ни один натюрморт в мире не может соперничать с этим полотном по количеству написанного о нем. Одна из версий искусствоведов - картина является фрагментом несохранившейся композиции, о чем говорит срезанное правой кромкой изображение виноградной лозы. Версия не слишком популярна, так как сильно вредит представлению о картине, как о первом "чистом" натюрморте. Нужно сказать, что фрагментарность композиции, правда не такая откровенная, свойственна и другим полотнам Караваджо. Если этот натюрморт и часть другого полотна, то скорее всего - декоративной росписи. Потому что вид на корзину снизу-вверх, при том, что корзина выдвинута вперед и слегка нависает над поверхностью незримой балюстрады, на которой она установлена, очень напоминает сходный иллюзионистический прием барочных росписей плафонов. Как бы то ни было, такая композиция делает натюрморт монументальным. Виртуозность письма в равной степени проявлена в моделировке разнообразной поверхности покрытых крупными каплями росы фруктов, налитых соком виноградных гроздьев и разнообразных по форме листьев, и в противопоставленных этому живому воплощению земного изобилия слишком очевидных приметах земного же увядания и порчи: изъеденные насекомыми и увядшие листья, яблоко с червоточиной в центре композиции натуралистически точно переданы художником.

"Корзина с фруктами" Караваджо в экспозиции музея расположена отдельно от других картин. Еще кардинал Борромео жаловался, что к ней невозможно подобрать пару, чтобы соседство на стене было приемлемым. В Пинакотеке ей просто отвели отдельный простенок между двумя проемами.


Исаак Соро (Isaac Soreau). Натюрморт, около 1638 года.Дерево, масло, 37х48см. Пинакотека Амброзиана.

Виноград на блестящем оловянном блюде в натюрморте Исаака Соро написан также мастерски, но в целом композиция абсолютно спокойна, лишена какого-либо конфликта. Фарфоровая чашка с малиной и продуманно-небрежно разложенные на деревянной столешнице на переднем плане веточка красной смородины, три лесных ореха, гвоздика и роза - цветом, формой и фактурами поверхности просто оттеняют друг друга. Такой умиротворенности в значительной степени способствует композиция с видом сверху. Все изображенные предметы побуждают к неспешному их разглядыванию - спокойному созерцанию. Предметы первого плана вместе с жуком у фарфоровой чашки выглядят аллегорией, возможно и непреднамеренной: сорванные цветы - символ увядания и быстротечности жизни, ягоды и орехи, один из которых наполовину очищен от своей бурой мохнатой одежки - плодородия, жук, вместо обычной бабочки, также напоминает о бренности земного бытия.


Ян Брейгель "Бархатный". Ваза с цветами, драгоценности, монеты и раковины, 1606 (?). Медь, масло, 65х45см. Пинакотека Амброзиана.

Очень известен и этот роскошный цветочный натюрморт Яна Брейгеля "Бархатного". Художник некоторое время работал для кардинала Борромео, многое писал по его заказам. Написан натюрморт на основе из меди, что очень характерно для фламандской живописи того времени. С выбором цветов для композиции связывают легенду: художник написал роскошные цветы, которые увидел в брюссельском саду герцога и герцогини Альберта и Изабеллы, для бедной женщины, не имевшей средств, чтобы обзавестись такими редкими и дорогими цветами. Хрупкость и недолговечность роскошного букета, занимающего 3/4 композиции, дополнена символическими изображениями на переднем плане: бабочка - символ бессмертной души, а драгоценности, монеты и раковины - богатство и процветание.


Последний натюрморт - образец миниатюрной живописи. Обратите внимание, что его реальный размер - меньше изображения на экране. Ян Брейгель прислал его кардиналу специально для демонстрации своего умения писать миниатюры. Написан он тоже на медной основе масляными красками, хоть и выглядит акварелью. Бабочка и гусеница в одной композиции означают два состояния человеческой души, роза в данном случае может быть и христианским символом непорочности, и просто цветком - символом бренности. Мышь (крыса) - немощь и смерть.

Ян Брейгель "Бархатный". Мышь и роза, около 1605 года. Медь, масло, 7,2х10,2 см. Пинакотека Амброзиана.
Tags: Живопись, интерпретация живописи, натюрморт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments