Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Размышления о музейных кражах и рентабельности музеев

Время поразмышлять у парадного музейного подъезда о роли музеев в современном мире.


Вернее будет сказать - у двух подъездов двух зданий одного Музея Богдана и Варвары Ханенко, между которыми растянулась очередь на выставку "Спасенные сокровища Италии. 17 картин из музея Кастельвеккио в Вероне". Об экспонатах этой выставки немного рассказано было в посте [Шедевры вернуться домой]http://alexspet.livejournal.com/56549.html Фотографии украденных из музея в Вероне картин были взяты с итальянского сайта и отражали состояние картин до кражи. Из 17 украденных экспонатов 7 написаны на основе из дерева, а остальные на холстах. Эти десять картин были варварски вырезаны из рам, что при ограблении часто случается, особенно с большими картинами. Несколько снимков нынешнего состояния картин на холстах помогут представить, как повлияли на них кража и длительная транспортировка без подрамников и рам в обрезанном виде.

Якопо Тинторетто (Якопо Робусти. Венеция, 1518/1519 — 1594). Мадонна, кормящая Младенца-Христа. (Madonna allattante). Холст, масло


Ханс де Йоде (Гаага, ок. 1630 — Вена, после 1660 г.). Пейзаж. Холст, масло


Питер Пауль Рубенс (Зиген, 1577 — Антверпен, 1640). Портрет дамы.(Дама с цветами смолевки). Холст, масло.


Фрагмент портрета работы Рубенса с повреждениями, полученными при вырезании картины из рамы

Когда картины вернуться в Верону, им предстоит длительная реставрация: оставшиеся в музее вместе с рамами и подрамниками кромки картин будут соединены с холстами встык, после чего, вероятно, полотна сдублируют на новые холсты, чтобы закрепить кромки картин, которые будут снова натягиваться на подрамники. Потом предстоят укрепление красочного слоя и грунта в местах осыпей вдоль разрезов, и в других местах повреждений и тонирование мест утрат. Для непрофессионального глаза картины будут казаться прежними, но прежними, они будут уже только отчасти...

Беспокойство и хлопоты, предстоящие музею Кастельвеккио, тем не менее, все же радостные - ведь все картины будут возвращены в музей. Событие значимое для веронцев, если судить по тому, как развертывались события.
Городской музей Кастельвеккио. Основан в 1924 году, открыт для посетителей после длительной реставрации замка Кастельвеккио и экспонатов в 1974 году.

Не всегда в наше прагматичное время горожане и руководство города так трепетно относятся к своим музеям. В небольших городах музей - особенно дорогое удовольствие, хотя и для мегаполисов музеи - затратные учреждения, нуждающиеся в дотациях. И если относиться к музеям, как к развлекательным центрам, где можно получить максимум разнообразных непритязательных удовольствий, то они, безусловно, проиграют в сравнении с доходностью огромных многоэтажных стекляшек, напичканных боулингами, фаст-фудами, кинозалами, бассейнами и саунами, салонами красоты, детскими горками и батутами, ну и магазинами для реализации главного удовольствия шопоголиков. В погоне за прибылью музеи пытаются привлечь посетителей "Ночами в музее" и другими достаточно нелепыми для музеев мероприятиями, все больше превращаясь из научно-образовательных учреждений, где удовольствия - в познании нового и общении с прекрасным; в суррогат аттракционов, где главное - побольше сделать селфи себя любимого на фоне чего-нибудь такого, что больше никогда не увидишь. Не потому, что не сможешь, а потому, что и в голову не придет - уже отметился, зачем второй раз-то...

Ровно через 9 дней, 27 июня 2016 года, будет окончательно решена судьба музея Морсбройх в Леверкузене, который оказался нерентабельным, согласно выводам консалтинговой фирмы KPMG. Городские власти искали возможность сокращения муниципальных расходов, и фирма предложила закрыть музей и распродать коллекцию, что даст экономию около €778 тыс. в год.


Так выглядит этот приговоренный музей, за который вступился Герхард Рихтер, всемирно известный и самый дорогой немецкий современный художник, неоднократно проводивший выставки в этом музее. По словам Герхарда Рихтера: "Общественная коллекция искусства это не финансовые инвестиции, которые могут быть реализованы в зависимости от ситуации с наличностью. Это часть истории искусства и представляет культурную память общества". Прислушаются ли к его словам?..

Валентин Серов. Портрет Марии Цейтлиной, 1910 г. Холст, масло.

28 ноября 2014 года эта картина была продана на аукционе Christie's в Лондоне за 8 с лишним миллионов фунтов стерлингов. Продал картину муниципалитет города Рамат-Гана. Продаже предшествовал скандал и акция протеста против продажи портрета: "В еврейском государстве много кто митингует много по какому поводу, но такого еще не было за всю историю страны: большая группа неравнодушных любителей искусства собирается в Рамат-Ганский музей, чтобы выразить протест против намеченной продажи на аукционе Christie's шедевра, подаренного этому музею в 1959 году – и сейчас выставляемого на торги. Рамат-Ган – ближайший пригород Тель-Авива – один из самых успешных и богатых городов Израиля, на его территории находятся Национальный стадион, алмазная биржа, Университет имени Бар-Илана, Академия дизайна, Академический колледж юриспруденции и бизнеса, сафари-парк и Медицинский центр Тель-ха-Шомер – крупнейшая больница в стране. Совершенно непонятно, почему один из самых богатых городов вполне экономически успешной страны должен выставлять на торги работу выдающейся художественной ценности, в свое время полученную им в дар именно для того, чтобы она была доступной широкому кругу ценителей искусства. Теперь же ее собираются продать с аукциона – и не факт, что она навсегда не исчезнет в чьей-то скрытой от посторонних глаз частной коллекции."
Муниципалитет Рамат-Гана ответил на несколько запоздалый протест так:"Коллекция, подаренная семьей Цейтлиных, включает 53 работы, из них 5 произведений художника Серова, в т.ч. три портрета. Продажа портрета Марии Цейтлиной, по мнению экспертов в области живописи, с которыми мы консультировались, не нарушит в значительной мере целостность и качество собрания. В течение многих лет картины находились на складах в условиях, угрожающих их существованию, в т.ч. на складе химических препаратов в Национальном парке, где не соблюдался режим температуры и влажности, необходимый для обеспечения сохранности произведений искусства. В результате неправильного хранения работ на протяжении тех лет, в ходе которых коллекция находится в Рамат-Гане, картины оставались почти неизвестными публике и лежали как груда камней в условиях, о которых упоминалось выше.
Законность продажи была проверена и утверждена юридическим советником муниципалитета, и в ней нет нарушения договора с г-жой Цейтлин. Деньги, которые будут получены с продажи картины (если она будет продана), будут полностью потрачены на строительство новых отсеков здания городского музея, что позволит достойно и адекватно выставить собрание и достойно представить его широкой публике, гарантируя целостность и сохранность собрания. Мы не согласны с Вашим утверждением о "резко негативных последствиях [планируемой продажи] на многих потенциальных филантропов" – напротив, строительство достойного здания для хранения и экспонирования произведений искусства, открытого для посещения, может побудить филантропов подарить работы, находящиеся в их владении, на благо широкой публики.
Как указывалось выше, продажа осуществляется в соответствии с законодательством, и Министерство внутренних дел получило заключение юридического советника муниципалитета.
Мы предполагаем, что если Вы знаете о продаже картины, об этом тем более известно уважаемым учреждениям в сфере культуры и искусства, и мы будем рады, если они примут участие в аукционе".
(Подробнее - читайте здесь: http://vaadua.org/news/alek-d-epshteyn-nenuzhnyy-dar)

Интересно, что заместитель министра внутренних дел Израиля Фаина Киршенбаум оказалась не в курсе планируемой с разрешения МВД продажи Серовского портрета и пыталась отозвать картину с аукциона, заявив: "Эта ситуация столь же нелепа, как если бы Музей Израиля стал бы продавать Кумранские рукописи для ремонта музейных помещений".

Запоздалые протесты не помогли, портрет Марии Цейтлиной, подарившей городу Рамат-Ган свою коллекцию русской живописи, чтобы в городе был открыт Музей русского искусства, - "визитная карточка", как сказали бы, этого музея и лучшая работа Валентина Серова в коллекции, был продан и ушел в частную коллекцию. Муниципалитет проявил себя крайне...прагматично, как и в случае с музеем Морсбройх, но, тем не менее, в его ответе возмущенной общественности есть весьма прозрачный намек на равнодушие этой самой общественности к тому, что подаренные картины много лет пребывали в негодном помещении. Подарок оказался ненужным..?

Наверное, не стоит ожидать трепетного отношения к "бесценным", как говорили на экскурсиях в советских музеях, шедеврам от тех, кто оценивает живопись по рейтингам, где стоимость приводится в долларах или фунтах-стерлингов за кв.дюйм-сантиметр.



Tags: Музейное закулисье, живопись, искусство для народа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments