Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Categories:

Да здравствует мыло душистое!

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Пошла курица в аптеку:
"Дайте пудры и духов
для приманки петухов!"

Народное



Потомственный парфюмер с провансальскими корнями покорил Москву душистым мылом. К моменту его приезда в Москву [о чем было рассказано здесь]http://www.livejournal.com/tools/memadd.bml?journal=alexspet&itemid=5192 профессии "парфюмер" в номенклатурных списках Ремесленной управы не было, поэтому разрешение на варку мыла Анри Брокару выдали по "фельдшерскому цеху". Как только дело с мылом было налажено, можно было заняться собственно и ароматами, а также пудрой, помадой и прочими необходимыми для красоты и здоровья снадобьями.

Фирменным секретом Брокара было получение стойких цветочных ароматов из натуральных цветов - создание эссенций. Как видно из рекламной листовки выше, в ходу была "Персидская сирень", за которую в 1889 году он получил Большую золотую медаль на Международной выставке в Париже. Он считался также "изобретателем экстракта из резеды, глицериновой пудры и цветочного одеколона разных запахов" (из рекламной листовки фирмы "Брокар и Ко"). Цветочный одеколон с запахом ландыша, гвоздики или жасмина был разработан им совместно с молодым парфюмером Ферраном ( за одного из Ферранов, Жоржа-Феликса, выйдет замуж дочь Брокара Эжени; как видим все браки в этой семье совершались внутри "парфюмерного цеха"). Успех "Цветочному одеколону" был обеспечен не только благодаря свежим и незабываемым запахам, но и эксклюзивной рекламой: в 1882 году на 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в павильоне с продукцией фирмы "Брокар и Ко" был установлен фонтан, извергавший цветочный одеколон! Одеколон получил первую премию, а фонтан был увековечен в новом одеколоне фирмы "Фонтан" - ещё один великолепный рекламный ход!


Разумеется, Анри Брокар не забывал о "народном ассортименте": здесь появились помада и пудра, а также набор из мыла, пудры и помады за 3 копейки. Упаковки снабжались не только привлекательной картинкой, а иногда и цитатами из популярных произведений:



Внутрь упаковок часто вкладывались образцы узоров для вышивок по канве. Догадка использовать наборы также была замечательным маркетинговым ходом и привела к выпуску мини серий, рассчитанных на более изысканный вкус и со специально разработанным дизайном: кусок мыла, цветочный одеколон, туалетный уксус, крем "Снежинка", вазелин, люстрин для волос, пудра "Лебяжий пух", пуховка, саше, флакон духов высшего качества. Выпуск подобного набора, получившего в дальнейшем название "Слава", был приурочен к открытию нового магазина. Стоил набор 1 рубль: за 3 часа продали 2000 коробок, продавали по 5-6 коробок в минуту!

© Family Brocard.
Usage of the image under authorization only

Поначалу вся художественная составляющая в оформлении духов и одеколонов размещалась на бумажных наклейках. Имела значение, конечно, и привлекательность названия: одеколоны "Лев Толстой", "Наполеон", уже упомянутые "Джоконда" и "Фонтан".


Но наступил момент, когда в рекламе были, наконец, задействованы возможности художественного стекла. Флаконы для своей продукции Анри Брокар заказывал на подмосковном заводе братьев Грибовых. Дизайн флаконов зачастую разрабатывал сам.

Флаконы духов в нижнем ряду - "Долина цветов" и "Бабочка", представлены уже в едином дизайне с коробкой.А последний флакон с крышечкой в виде шапки Мономаха - это духи "В память 300-летия дома Романовых", выпущенные наследниками Анри Брокара уже после его ухода из жизни.
Использование фирменных флаконов усложнило выпуск контрафактной продукции, а получение звания придворного поставщика "Ея императорского высочества великой княгини Марии Александровны герцогини Эдинбургской" сделало это еще и более опасным делом: отныне нарушение закона квалифицировалось уже не как "уголовное", а как "каторжное" деяние. С получением этого звания в истории Анри Брокара связано много легенд и домыслов. Наиболее реальный сюжет выглядел так. Летом 1873 года во время посещения Москвы Её Императорским Высочеством Великой Княгиней Марией Александровной Анри Брокар преподнёс ей букет восковых цветов: роз, ландышей, фиалок, нарциссов... Каждый цветок источал свой собственный аромат, искусно воспроизводимый благодаря эссенциям Анри Брокара. Вместе они создавали аккорд запахов. К букету был приложен и набор эссенций с этими запахами. Так возникла идея "Любимого букета императрицы" ("Букет императрикс") - духов, аромат которых был составлен из этих эссенций. А после смерти Анри Брокара духи с таким названием были уже созданы сотрудником фирмы Августом Мишелем и преподнесены супруге Николая Второго Александре Федоровне по случаю рождения наследника. Позднее именно эти духи стали "Красной Москвой", благодаря сохранению формулы Августом Мишелем - он продолжал некоторое время работать на фабрике (сменившей название с его подачи на "Новую Зарю").

В рекламных акциях фирмы "Брокар и Ко" были задействованы также только что вошедшие в моду открытые письма - открытки. Поначалу использовались открытки с видами Москвы , на которых размещали логотип и адрес фирмы, в дальнейшем уже заказывали открытки с изображением продукции


Отдельного упоминания заслуживают открытки с изображением народов Российской империи:
зырян мордвы донских казаков мингрелов киргизов туркменов самоедов тунгусов калмыков бурятов якутов
Все рекламные открытки любезно предоставлены для публикации фирмой "Михаил Дымшиц и партнеры" ( сайт - dnp.ru).
Весь бизнес Анри Брокара целиком был связан с Россией. Он умер 3 декабря 1900 года в Каннах, похоронен на родине в Провене (Иль де Франс). Судьба его наследников сложилась по-разному. Сыновья некоторое время продолжали дело. После революции наследниками его парфюмерного бизнеса за границей стала его дочь Эжени и зять Жорж Феликс Ферран. На семейном фото из архива Брокаров они представлены в китайских нарядах.

© Family Brocard.
Usage of the image under authorization only

Они выпускали в Париже парфюмерную продукцию под маркой Брокар: цветочную туалетную воду, лосьоны, мыло "Душистый май", духи "Royal Flush", "En Cachette" и "Le Reve de Nanouk". Но это продолжалось недолго.

© Family Brocard. Изображения мыла и духов можно публиковать только со ссылкой

В настоящее время жив внук внучки Эжени и Жоржа Феликса Ферранов. Затрудняюсь точнее определить его пра-пра-пра- родство... Его зовут Бертран Эстранжан, он - художник и дизайнер. Из его блога об истории Брокаров (parfum-brocard.blogspot.com) я взяла архивные семейные фото. Вместе с семейным архивом он бережно хранит шкатулку, украшенную И.Билибиным (внутри есть даже собственноручный Билибинский эскиз к декору). В шкатулке хранятся флакончики со старыми эссенциями Брокаров. Возможно их аромат еще не выветрился...

Продукцию с маркой "Красная Москва" продолжает выпускать "Новая Заря"...


Источники
Алексей Савинов, Наталья Семенова. Русский коллекционер Генрих Брокар/ Наше наследие, 93-94, 2010.
antique-salon.ru
dnp.ru/publications/musei/brocard
flacons.ru/brocar-russian-perfume
parfum-brocard.blogspot.com

Александра Шпетная
Tags: Анри Брокар, Красная Москва, Новая Заря, духи, одеколон, парфюмерия Брокар, помада, пудра, рекламные открытки, флаконы
Subscribe
promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments