Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Categories:

Чьи права важнее


Диего Веласкес Венера с зеркалом. ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон


Знаменитая Венера с зеркалом оказалась в Национальной галерее в 1906 году - ее приобрел для галереи Фонд национальных коллекций, но есть сведения, что деньги в Фонд на покупку Венеры были собраны стараниями лондонцев, очень хотевших, чтобы эта Венера поселилась в Лондоне. К сожалению, когда борьба за права женщин в Британии достигла того уровня, когда все средства для привлечения внимания к борьбе хороши, именно эта знаменитая и любимая лондонцами картина стала жертвой суфражистки Мэри Ричардсон: в 1914 году активистка, как сказали бы сейчас, пришла в галерею с кухонным топориком и просто изрубила полотно, доведя его вот до такого состояния.
От полного уничтожения картину спасло то, что в гневе активистка никак не могла сообразить, что ее сильные удары пробивают полотно до крестовины подрамника, который не позволяет лезвию беспрепятственно располосовать холст до противоположной кромки.

Недавно по другому поводу я написала, что когда начинается борьба за чьи-то права за счет чьих-то свобод, здравый смысл отступает в сторону... покурить. Вот это - из той же серии.

Возможно кто-то из читателей смотрел фильм ВВС "Женщина в золотом" - драму о борьбе за возвращение пяти картин Густава Климта Марии Альтман, наследнице семьи Адели Блох-Бауэр - историю знаменитой венской "Золотой Адели" с Хелен Миррен в главной роли.


Речь в фильме шла о возвращении, согласно Реституции, вот этих пяти картин из Австрийской галереи Бельведер в Вене (картинки кликабельны):


Портрет Адели Блох-Бауэр, 1907 и Портрет Адели Блох-Бауэр, 1912


Березовая роща, 1903 и Яблоня I, 1912

Дома в Унтерахе близ Аттерзее, 1916

Право на возврат картин Марии Альтман было подтверждено в результате затяжного судебного разбирательства на международном уровне. Дальнейшая история картин в фильм, закончившийся торжеством справедливости, не вошла, а она не менее драматична. За возможность выкупить у нее картины, чтобы они остались в музее, Мария Альтман запросила 150 млн. долларов. Как и в случае с Венерой, была объявлена подписка по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн. долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн. После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.
У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн. долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако картины были вывезены, как можно было бы предположить - для того, чтобы остаться памятью об ушедших из жизни родственниках. Или быть подаренными музею в Лос-Анджелесе, или другом крупном городе США. Но нет, картины были проданы через аукционы различным частным лицам за общую сумму более, чем 327 млн. долларов. Из них только одна "Золотая Адель", проданная первой, была помещена в Новую галерею Нью-Йорка купившим ее Робертом Лаудером, остальные услаждают взоры неизвестных частных владельцев.
Вене и венцам Мария Альтман отомстила, конечно, но возможности видеть картины Климта лишились также и граждане других стран, приезжавшие в Бельведер, чтобы увидеть полотна Климта. Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта.
В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.
7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследники, даже при их большом желании, не смогли бы подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже были распроданы частным лицам.
Tags: Веласкес, Вена, Информация к размышлению, Климт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments