Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Создание экспозиции

Виллем ван Гехт. Галерея Корнелиса ван дер Геста

Создание музейной экспозиции - само по себе искусство. Здесь необходимо умение компоновать экспонаты так, чтобы они хорошо сочетались друг с другом и при этом не мешали своим соседством воспринимать каждый из них в отдельности. Нужно также,чтобы каждый из них хорошо был виден зрителю. Последнее учитывалось не всегда: на заре создания больших картинных галерей преобладала ковровая развеска картин, как на картинке вверху (кликабельно). Экспозиционерам хорошо известно, как, к примеру, могут "рвать" визуальный ряд разностильные и разноформатные рамы, которые не должны отвлекать на себя внимание зрителей. Но построение экспозиции - это и наука, поскольку здесь есть свои закономерности, методы и исторический подход в показе произведений разных эпох. Как представить картины, скульптуру и декоративно-прикладное искусство в одном зале так, чтобы зритель без особых усилий воспринял те идеи, которые были актуальны в далекие времена, и те смыслы, которые пытались донести до них создатели экспозиции, - все это отдельное направление музееведения в наше время. Но если постоянную экспозицию в музее создают надолго и почти не меняют, - обдумывать концепцию ее можно долго и тщательно, - то совсем в другом темпе и с другими задачами создается экспозиция временной выставки.

Экспозиция выставки в Музее искусств Лос-Анжелеса представляет моду разных периодов на экспонатах из фондов музея. Все представленные наряды были подарены музею или куплены им. На таких выставках основная трудность - как показать коллекцию без существенных упущений при историческом построении экспозиции, либо без ущерба для истории костюма при показе по другому принципу. Подключают интерактивные средства, разнообразные инсталляции.

На видео ниже показано, как хранят костюмы и как их монтируют на манекен для выставки.



Крупные международные проекты, вроде выставки произведений художников из семьи Кранахов в Государственном музее имени А.С.Пушкина в Москве или Диего Веласкеса в Лувре выставка шедевров Дома герцогов Альба в Мадриде в Центре визуальных искусств Фриста в Нэшвилле, штат Теннесси, позволяют собрать на одной выставке работы одного периода, подготовительные эскизы и варианты живописных композиций, что не только дает возможность, как говорят в таких случаях, заглянуть в творческую лабораторию определенного художника, но и существенно облегчает научную работу исследователям его творчества: еще в процессе подготовки экспозиции представляется возможность сравнительного анализа разных работ и проведения технологических исследований на современном оборудовании для получения более полной информации о них. Так выявляются копии и оригиналы, авторские варианты и многое другое.
Так выглядел знаменитый портрет герцогини Альба работы Гойи на выставке в Центре визуальных искусств Фриста в Нэшвилле, штат Теннесси (скриншот)



Ниже выложены скриншоты экспозиции залов Лувра с выставки работ Веласкеса из разных музеев.





Для оживления экспозиции делают и вот такие интересные жанровые сопоставления, как в этом случае со знаменитой "Венерой перед зеркалом" Веласкеса из Лондонской картинной галереи.



В настоящее время в музее Прадо в Мадриде проходит крупнейшая выставка произведений Иеронимуса Босха из музеев Европы и США. Наследие Босха исследуют специалисты разных стран в совместном международном проекте и отдельно в странах, где есть большие коллекции Босха. Нынешняя выставка - продолжение и дополнение той, которая проводилась до того в Нидерландах на родине художника. На видео ниже показано, как создавалась экспозиция выставки. Для красочных многочастных алтарей Босха строили специальные выгородки, чтобы каждый из алтарей можно было смотреть без визуальных помех от других произведений.


Tags: Музейное закулисье, выставки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments