Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Космос Босха

В произведениях Босха небеса и земля сливаются в один магический, нереальный мир.
Отто Бенеш.


Страшный суд, 1504. Дерево, масло, 163,7 × 247 см.
Академия изобразительных искусств, Вена


Это первая (и единственная) из оригинальных работ Босха, которую я видела воочию. В музее Богдана и Варвары Ханенко в Киеве есть в три раза меньший триптих на тему "Искушения св. Антония", который считают работой неизвестного современника Босха. И в Галерее Академии художеств в Вене, и в музее Ханенко перед триптихом есть возможность присесть, чтобы погрузиться в мир странных существ, порожденных фантазией Босха. В киевском музее это менее удобно: триптих меньше, но висит при этом довольно высоко, а под ним и по сторонам от него находятся другие картины, мешающие сосредоточиться на работе Босха. В Вене перед большим триптихом, которому выделено изолированное от других картин место, поставлены удобные стулья для созерцания. И в зале были зрители, воспользовавшиеся такой возможностью. У меня желания присесть и созерцать не возникло по целому ряду причин, но можно сказать, что если бы я была фанатом Босха, я бы эти причины просто проигнорировала...
При взгляде на триптих с дистанции, когда его можно охватить взглядом - плавным движением глаз, не только лучше видны особенности композиции триптиха: спокойной, лишенной заметного движения, со строгой иерархией в расположении основных групп, - ощутима и личная отстраненность автора, словно естествоиспытатель, бесстрастно повествующего о своих наблюдениях над странными существами - людьми, и их нелепыми метаниями. Панорама вечной и непрекращающейся битвы Добра со Злом, представленная Босхом, включает различные сцены этой битвы, происходящей не только на земле, но и на небесах. На левой створке с изображением Рая верхняя часть отведена "Низвержению ангелов" - сцене разрешения небесного конфликта Создателя со взбунтовавшимся Люцифером и компанией. Небесная часть центральной панели триптиха - воплощение уравновешенности и спокойствия, которое не могут поколебать ни разнообразие поз предстоящих, ни асимметрия в расположении рук Христа. Сильнее всего асимметрия ощутима в группах трубящих ангелов, замыкающих заключенную в полукруг верхнюю часть композиции: справа пара трубящих архангелов согласована в своих действиях - трубы почти параллельны друг другу; лик правого ангела, полуобращенный к напарнику, кажется удовлетворен происходящим на правой створке адским истязанием грешников; а вот левая пара ангелов активно выражает беспокойство по поводу происходящего в раю, о чем свидетельствует и встревоженный лик обернувшегося к напарнику ангела и их перекрещенные трубы. Здесь есть над чем задуматься. И по поводу религиозности мировоззрения Босха, и о явно мизантропическом отношении его к братьям во Христе, столь обычных, в нашем представлении, для средневековых концепций мироздания; и относительно вот этой необычной холодной отстраненности художника. Он смотрит на развернутую им самим панораму битвы, две трети которой, кстати, занимают мрачные сцены истязаний и изображения мистических уродов (соответственно - в мрачной колористической гамме) и только треть - светлая райская жизнь, лишенная, однако, идиллии (слишком стремительно автор ведет нас от нижней сцены сотворения Евы, к Грехопадению и Изгнанию из Рая, да и нешуточная битва с непокорными ангелами в небесах не способствует гармонии), - Босх взирает на происходящее с ощутимой дистанции, позволяющей ему, и нам вместе с ним, оставаться абсолютно бесстрастными при виде явно побеждающих Свет сил Тьмы. Любители поразглядывать в лупу детали уродцев могут не согласиться ни с моей интерпретацией, ни с предложением оставаться от этого бестиария на безопасной дистанции - для них внизу помещены кликабельные картинки створок, по которым можно ползать с лупой и вспоминать все существующие интерпретации изображенного, включая, конечно, статью из Википедии. Здесь не могу не съязвить в адрес составителей русской версии статьи, отличающейся от англоязычной, немецкой и французской (остальные я не проверяла) "ненавязчивым" упоминанием якобы традиционности толкования изображений ножей, клинков и прочих лезвий с сексуальными ассоциациями. Что это, как не непреодоленное влияние дедушки Фрейда?))) В переводных словарях символов "нож" - инверсия меча, символ мести, смерти и жертвы, короткое лезвие которого олицетворяет примат инстинктивных сил у того, кто им вооружен, тогда как длинное острие меча представляет духовную мощь его владельца, - как это отличается от предлагаемого русской статьей "Страшный суд Босха" в Википедии соревнования в длине пиписек, не правда ли?)))

Перед тем, как оставить вас наедине с алтарем Босха, вооруженных лупами, упомяну еще об изображениях размещенных на внешних поверхностях левой и правой створок.
С закрытыми боковыми створками алтарь выглядит так (Картинка кликабельна):


Слева изображен апостол Иаков (в англоязычной традиции - св. Джеймс), справа - св. Бавон. Написанные гризайлю (монохромно) святые были, скорее всего, избраны заказчиком алтаря. Имя его осталось неизвестным, по одной из версий - он умер до окончания работы над алтарем. На имя, вероятно, должны были указывать родовые гербы, но их изображения отсутствуют на геральдических щитках, подвешенных к резным арочкам в нижней части створок. Отмечают только, что выбор характерного для испанской традиции св. Иакова и популярного в Нидерландах св. Бавона, говорит о наличии в родословной заказчика испанских и нидерландских корней.
Приятных вам изысканий на ниве искусствоведения и символики!




PS Обнаружила, что на кликабельной картинке центральной части алтаря голова ангела справа срезана. Помещаю фото фрагмента картинки из каталога, на котором хорошо видна довольная физиономия ангела справа.

Tags: Босх, интерпретация живописи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Магония и другие...

    Сегодня к вечеру, отвязавшись от неотложных дел, выбралась, наконец-то, в дендропарк. По дороге сфотографировала алычу под моим балконом - вчера…

  • Сквозь асфальт - к солнцу...

    Первый одуванчик, который мне встретился в этом сезоне, оправдывает все рассказы о нём: посреди окурков и мусора, сквозь щель между асфальтом и…

  • О свободе и необходимости...

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments