Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Ценитель бренной красоты и ароматов чувственных создатель

Бедная женщина, как ты можешь любоваться своей красотой, от которой не осталось и следа. Прочь зеркала, и не думай о том, чтобы украшать своё лицо румянами и пудрой


На известной картине Бернардо Строцци "Аллегория бренности" ("Старая кокетка") из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина много символов, отсылающих к строкам из эпиграфа. Эти жестокие слова даже считают своеобразным прототипом картины. И сорванная роза в руке дамы, и покрытый, должно быть, пылью десятилетий флёр д’оранж на столике перед зеркалом, напоминающий, что его владелица была невестой, и веер, и флакон духов, да и само зеркало, в которое глядится старая кокетка - всё это весьма прозрачные намёки на бренность красоты. На верхней кромке рамы зеркала художник изобразил ещё один предмет - серебряный перфорированный шар на фигурной ножке с красной лентой, продетой в кольцо на макушке. Это помандер (от "pomme ambre" - ароматное яблоко) - ароматница. Вариант такого сосуда для благовоний с навершием в виде Амура с луком и стрелой - на фото рядом. Вместе с изображением флакона одеколона "Джоконда", изображение помандера и картина Строцци могут служить аллюзией-намёком на имя знаменитого парфюмера.
Имя Анри Брокара (Henri Brocard, 1837-1900), которого по русской традиции называли также с отчеством, Генрихом Афанасьевичем, или даже, уж совсем по-русски - Андреем Афанасьевичем; в истории парфюмерии связывают прежде всего с изобретением нового способа получения концентрированных духов. Забегая вперёд, сразу скажу, что привольно раскинувшаяся по всему миру сеть парфюмерных магазинов BROCARD с именем известного парфюмера связана чисто номинально: была даже попытка оспорить их право на бренд со стороны производителей парфюмерной продукции "Новая Заря". Но обо всём по порядку...
"Старая кокетка" Строцци вместе со всеми её аллегориями и символами оказалась в своё время в коллекции Анри Брокара. Русский коллекционер Генрих Брокар собирал, как модно было на рубеже 19-20 века, русские иконы, жанровую живопись и портреты западноевропейских мастеров, графику, мебель, фарфор, бронзу... Не особо лукавя, можно сказать, что собирал он подряд всё, что ему нравилось по тем или иным причинам, а то, что нравилось с оговоркой, даже переделывал после покупки - сам или с помощью не слишком щепетильных мастеров. Мог разобрать бронзовые подсвечники на части и соединить эти части разных подсвечников между собой в понравившемся ему порядке - на свой вкус. Сейчас бы это назвали инсталляцией, а тогда солидные коллекционеры его очень не уважали за подобное варварство. Тем не менее, некоторые высококачественные и не тронутые "гением переделки" экспонаты в его коллекции всё же сохранились до наших дней. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина его коллекции была даже посвящена большая выставка.
123
1 Рембрандт "Изгнание торгующих из храма"
2 Иоганн Фальх "Бабочки и ящерица"
3 На выставке "Парфюмер-друг искусств" в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Масштабы его коллекции можно представить по фотографиям ниже


Залы, в которых разместил свою коллекцию Анри Брокар, находились на третьем этаже Верхних торговых рядов в Москве (ГУМ), а на первом этаже к тому времени уже обслуживал клиентов роскошный магазин фирмы "Брокар и Ко".



На живописном портрете работы Дункельса Анри Брокару 52 года, на фото - он с супругой в последний год жизни. Конечно, чтобы собрать такую огромную (около 5 тысяч предметов) коллекцию потребовались колоссальные средства и подлинная страсть к собирательству. Со страстью Анри Брокар создавал прежде всего своё парфюмерное дело в России, а немалые доходы, которые это дело ему принесло - результат не только его парфюмерных талантов, но и таланта предпринимательского. Кроме того залогом успеха фирмы с самого начала была умелая реклама, в которой огромная заслуга принадлежит супруге Анри - Шарлотте. Бельгийка из семьи проживавшей в России, Шарлотта Равэ хорошо, в отличие от Анри Брокара, знавшая русский язык, стала его женой в 1862 году. Женитьба была довольно стремительным (на второй год после приезда Анри в Москву), но, как оказалось, правильным и важным шагом. Начав деятельность в Москве с работы в лаборатории на ф-ке К.П. Гика, где собственно и был изобретен им в 1863 году новый способ получения концентрированных духов, он смог в 1864 году открыть собственное производство мыла в помещении бывших конюшен Фаворских. Деньги на это Анри Брокар получил от продажи своего изобретения известному во Франции парфюмеру Бертрану Руру. Последний в дальнейшим станет его ближайшим компаньоном и даже женит одного из своих сыновей на одной из дочерей Анри Брокара. Нужно сказать, что начинал своё парфюмерное дело в России Брокар отнюдь не на свободном от конкурентов поле. Многие известные французские парфюмерные дома имели здесь свои представительства, да и созданные в России французскими парфюмерами, вроде Ралле, действовали весьма успешно. Но Анри Брокар нашел свою нишу - начал производство мыла для самых широких слоёв населения. Так его отец Атанас Брокар, парфюмер из Прованса, 15 лет назад начинал своё дело в Филадельфии, куда он с семьёй уехал, не выдержав во Франции конкуренции с Guerlain и другими. На американских просторах Атанас Брокар поначалу тоже занимался мылом. У него даже были свои находки: открытие способа изготовления прозрачного глицеринового мыла, кокосового мыла. Однако отцу Анри Брокара пришлось всё же вернуться во Францию, не добившись заметных успехов в бизнесе. А сыну в России сопутствовал успех. Основной доход от производства мыла ему приносили не богатые покупатели душистой продукции, а все, кто мог позволить себе купить кусок "Народного мыла" за 1 копейку (оптом - дешевле). Мылом стали пользоваться отныне даже крестьяне, которые до того в быту использовали щёлок из золы. Брокар сделал ставку на широкие народные массы - и выиграл. Товар расходился быстро, уже вскоре появилась возможность расширить ассортимент: мыло для детей с буквами азбуки и в виде фигурок животных, душистое фигурное мыло для взрослых в виде овощей и фруктов.

Успеху сопутствовало возникновение контрафактной продукции - пришлось запатентовать торговую марку и выпускать для неё специальные фирменные ярлыки. На последнем ярлыке изображена фабрика Брокара, какой она стала после переезда в 1869 году в усадьбу на Мытной улице: кроме корпусов фабрики, парк с фонтаном и административные здания, а были еще и плантации, где выращивали резеду и другое душистое сырье для производства парфюмерии.

Вот тут и начинается история с рекламой, которая имела и свою художественную сторону. Но об этом - следующий пост.

Tags: Анри Брокар, коллекционер, парфюмерная фирма "Брокар и Ко"
Subscribe
promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments