Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Откровения безумных гениев


В музее Прадо открылась выставка Иеронимуса Босха. На картинке выше (кликабельно) представлена работа "Извлечение глупости". С ней связан атрибуционный скандал: эксперты из Прадо считают ее автором Босха, а соотечественники художника из города Брабанта уверены, что это - работа голландского последователя Босха. На выставке в Прадо, в итоге, картина представлена как работа голландского художника без имени. Оставим музейный спор для отдельного поста, и вернемся к сюжету. Операция по извлечению глупости не помешала бы человечеству и сейчас. С этой точки зрения сюжет вечен. Интересно другое.
Еще в XVII веке испанский монах Хосе де Сигуэнса написал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри». С тех пор аналитики разного толка увлеченно разгадывают теологические ребусы мизантропических картин Босха. Нет среди них только последователей доктора Фрейда, а ведь Босх работу по препарированию подсознания проделал значительно раньше них. Возможно кто-то из психоаналитиков или психиатров и занимался исследованиями причин, породивших такие проявления буйной художественной фантазии, но широкому обществу они не доступны. Зато метод доктора Фрейда с удовольствием применяют не только психоаналитики, но и полчища культурологов для анализа работ Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи и других художников, изображавших жизнь такой, какой она видится простым смертным. С параноидальной настойчивостью ищут они психические девиации в биографиях гениев и с нескрываемым удовольствием интерпретируют их творения, навешивая ярлычки "Эдипов комплекс", "скрытая гомосексуальность" и прочие "откровения сексуальной чакры". В отличие от хозяйки бара "Фрейд" в Вене из выложенного видео, признающей Фрейда великим за то, что он раскрепостил людей в их сексуальных проявлениях, я работы отца психоанализа читала. Не стану анализировать его вклад в раскрепощение человеческого подсознания - я не специалист в этой области. Но как искусствовед отмечу, что не нашла внятных объяснений тому, как могут клинические наблюдения над больными людьми, стать основой для искусствоведческих интерпретаций произведений искусства. Выражаясь яснее: через замочную скважину секса любое произведение выглядит, мягко говоря, причудливо...



Чтобы не восклицать , подобно комментатору видео на ютубе "Король-то голый!", приведу еще одну картинку с выставки (тоже кликабельную) - работу Босха "Корабль дураков". Такой приговор сегодняшнему социуму мне кажется чрезвычайно уместным.


Tags: Босх, Искусство для народа, интерпретация живописи, фрейдизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments