Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Categories:

Жар-птица - экзотический павлин или "красный петух" революции?

Одноактный балет "Жар-птица" на музыку Игоря Стравинского в постановке Михаила Фокина с костюмами по эскизам Льва Бакста - один из шедевров Дягилевских сезонов . В 1910 году на премьере в Париже Жар-птицу в балете танцевала Тамара Карсавина, и ее выступление стало подлинным триумфом. На фото представлен экспонат Киевского музея русского искусства - Тамара Карсавина в образе Жар-птицы. Фарфор, автор модели Дмитрий Иванов, 1929 год.



На знаменитом рисунке Валентина Серова Карсавина представлена совершенной красавицей с царственной спиной.

Роль Жар-птицы Карсавиной досталась волей случая: капризная Кшесинская отказалась от нее, посчитав, что эта роль не прибавит ей славы. Так выглядел эскиз костюма Жар-птицы, разработанный Львом Бакстом:

А так выглядела Тамара Карсавина в этом костюме:

Между сохранившимися фото Карсавиной в костюме, эскизом костюма и воплощением наряда Жар-птицы в фарфоре явно видны различия. Посвященные знают, какой долгий путь проходит костюм от эскиза к окончательному виду, который ему придают мастера-костюмеры театра, подгоняя окончательно костюм на фигуру конкретной балерины. Но даже непосвященному, но любящему балет понятно, что костюм напрямую связан с пластическим рисунком роли, с тем образом, который создает хореограф. Я не историк балета, и мне неизвестно, сохранились ли записи Михаила Фокина или Тамары Карсавиной о хореографии этой роли. Еще когда, будучи студенткой музучилища, изучала творчество Стравинского, я просто мечтала увидеть на сцене его балеты. Репертуар театров 1970-х годов балетами Стравинского не баловал. Вот, наконец, балет любовно реконструирован в Мариинском театре. Есть записи этой красивой постановки на Ютубе. Но костюм Жар-птицы, в отличие от других персонажей, теперь иной:
В годы после февральской революции и, особенно, после Красного Октября в образе Жар-птицы многие склонны были видеть символ революции. Возможно, в красной пачке просто удобнее танцевать технически сложные роли, а может быть этот образ постановщики оставили символом революции? Интересно, что сказали историки балета о замене костюма экзотического павлина на "красного петуха"?
Статуэтка из нашего музея - один из экземпляров, выпускавшихся Ленинградским фарфоровым заводом вплоть до 1950-х годов. Выпускалась она в паре с изображением Михаила Фокина в роли Ивана-царевича из балета "Жар-птица":

Александра Шпетная
Tags: И.Стравинский, Л.Бакст, М.Фокин, Тамара Карсавина, балет, фарфоровая пластика
Subscribe
promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments