Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Вдали, вблизи ли горы? Нет меры расстоянья…

Кликабельно
Ли Чэн. Пышный лес среди далеких вершин, 10 век. Шёлк, тушь, 46 x 298 см. Собрание музея провинции Ляонин

Взойди на гору, посмотри окрест познакомил с живописью горных отшельников - шаньжэней. Но жанр "шаньшуй" - горы-воды - в китайской живописи был представлен, конечно, не только работами шаньжэней. С утверждением династии Сун и относительной стабильности в политической жизни Китая этот жанр обретает новые композиционные и технические приёмы, которые привносят художники, близкие ко двору императора.

Ли Чэн 李成, Lǐ Chéng (919—967), чей пейзаж помещён в начале поста, не был придворным художником. Выходец из семьи знатных учёных-конфуцианцев, принадлежавших к правившему клану ушедшей эпохи Тан, Ли Чэн получил прекрасное образование и чин "цзиньши" после сдачи экзаменов, но никогда не служил. Распространению его влияния и известности способствовало его участие в деятельности Академии Ханьлинь, куда его пригласила новая власть: именно академики оценивали способности сдающих экзамены на получение государственного чина и их знание конфуцианских классических сочинений. Ли Чэн, как и положено китайскому живописцу, начал с изучения и копирования лучших работ предшественников: Цзин Хао и Гуан Туна. Но его собственная манера в живописи: с диагональной угловой композицией, крупными объектами переднего плана и "затуманенными" очертаниями ландшафта свободного пространства на дальнем плане - формирует черты пейзажа уже новой эпохи.

Стихи Оуян Сю 歐陽修 Ōuyáng Xiū, ещё одного участника Академии Ханьлинь, знаменитого "старого пьяницы" и "отшельника Лю-и", строка из которых стала названием поста, как нельзя лучше раскрывает суть нового стиля:

Вдали, вблизи ли горы?
Нет меры расстоянья!

Навстречу им иду -
А все - передо мной!

Чуть поверну - и горы
Меняют очертанья.

А я, скиталец сирый,
Пред ними кто такой?

перевод И.С. Голубева

Оригинальных работ Ли Чэна почти не сохранилось: кроме уже упомянутого свитка принято считать его работой "Уединённый храм среди горных вершин" - вертикального формата.


Кликабельно
Ли Чэн. Уединенный храм среди ясных вершин. 10в. Шёлк, тушь, краски, 1117,6 х 559 см. Nelson-Atkins Museum of Art, Канзас-сити

По преданию, внук Ли Чэна скупил и уничтожил большинство работ деда, поскольку считал позором, что того упоминают не как потомка знатного императорского клана Тан, а всего лишь как художника.
Один из учеников Ли Чэна Го Си 郭熙, Guō X (ок.1020 — ок.1090) многое взял от манеры своего мастера, его имя вместе с именем учителя стали употреблять для наименования художественного стиля эпохи Сун "школа ЛиГо".

Кликабельно
Го Си. Ранняя весна, 1072. Шёлк, тушь, клеевые краски, 158,3 х 108,1 см. Национальный дворец-музей, Пекин

В работах Го Си сунский монохромный пейзаж тушью достигает высшей точки в развитии.

Кликабельно
Го Си. Старые деревья и далёкий горизонт, около 1080. Горизонтальный свиток, шёлк, тушь, краски, 34,9x104,8 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Го Си превзошёл учителя и стал завершителем традиции монохромного пейзажа, лучшим пейзажистом 11 века. Он был также теоретиком живописи, возглавлял департамент живописи в Академии Ханьлинь. Его слова о горных пейзажах не менее выразительны, чем его живопись:
"Отчего благородный муж любит горы и воды? Изысканная простота холмов и рощ – его постоянная обитель. Журчание ручья среди камней – его постоянная радость. Рыболовы, дровосеки и отшельники – его постоянные собеседники. Летящие гуси и кричащие обезьяны – его постоянные спутники." - Го Си. "Возвышенный смысл лесов и потоков", перевод В.В. Малявина.

Кликабельно
Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт, 120,8 х 167,7см. Гугун, Пекин


Оригиналы Го Си тоже немногочисленны: после смерти императора Шэньцзуна и самого художника, пришедший к власти сын Шэньцзуна, уже знакомый нам "культурный император" Хуэйцзун, любивший писать красивых птичек на цветущих ветках, утвердил новую моду на жанр "цветы-птицы" при дворе. Росписи Го Си на стенах дворцов забелили, а одним из его свитков накрывали стол как скатертью... Наконец, один из почитателей таланта Го Си выпросил у императора позволение выкупить его работы из императорской коллекции - таким образом кое-что сохранилось до наших дней...

Другой ученик Ли Чэна Фань Куань 范寬, Fàn Kuān (работал в 990-1026), практически ничего не взял от живописи учителя. Он был даосом и настоящим горным отшельником, который презрительно относился к столичной эстетской моде художников подражать шаньжэням. Фань Куань был суров, необуздан в выражении чувств и склонен к употреблению вина, что, впрочем, не было редкостью для художников и поэтов: вино дарило им свободу в творчестве.))

Кликабельно
Фань Куань. Путники среди гор и потоков (водопадов), около 1000. Шёлк, тушь, 206,3х103,3 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй

Фань Куань выработал собственную, хорошо узнаваемую, живописную манеру, совершенно не похожую на манеру Ли Чэна. Горы на его свитках стеной преграждают взору проникновение в глубину пространства, в отличие от композиций Ли Чэна.

Кликабельно
Фань Куань. Сидящий в одиночестве у ручья, 11 в. Шёлк, тушь, краски, 156,1х106,3 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй

Фрагмент с сидящим в одиночестве крошечным даосом на фоне грандиозной горы: слева под деревом на берегу потока.



Фань Куань жил на одной из гор хребта Циньлин в провинции Шэньси и Хэнань, священной горе даосов Хуашань. Теперь это место паломничества туристов, любящих экстремальные маршруты: без альпинистского снаряжения, только со страховочными ремнями, карабкаются вверх и спускаются вниз по вырубленным в скалах ступеням и узеньким тропкам целые вереницы китайцев!



А это общий вид на Шахматный павильон, вокруг которого бродили на предыдущем видео:


Tags: В лабиринтах китайской живописи, Искусство
Subscribe

Posts from This Journal “В лабиринтах китайской живописи” Tag

  • Достоинства фазана

    Золотой фазан Chrysolophus pictus - птица из рода воротничковых фазанов - это гибрид, выведенный, как считают китайские учёные, 900 лет назад: в…

  • Гранат и иволга

    Иволга. Лист из альбома, династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,6х25,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин Плод граната созрел – Время иволге…

  • Павлины и красные сливы

    Павлины и красные сливы. Династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,4х31,6 см. Национальный дворец-музей, Пекин Павлины - редкие птицы в китайской…

  • Птица, привлечённая зрелыми плодами

    Лин Чун. Птица, привлечённая зрелыми плодами, династия Сун. Лист из альбома, шёлк, тушь, краски, 26,9х27,2 см. Национальный дворец-музей, Пекин…

  • Рыбак уснул, птички замёрзли...

    Ма Юань. Рыбалка на осенней реке. Шёлк, тушь, краски, 37х29 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй Сегодняшний рыбак не так азартен, как тот, со…

  • В жару рыба не клюёт...))

    Ма Юань. Рыболов на зимнем озере, 1195. Шёлк, 141 x 36 см. Токийский национальный музей У знаменитого сунского художника Ма Юаня 马 远 Ma Yuan на…

  • Домашние куры и водяные курочки

    Хуан Цюань. Домашние и дикие птицы у пруда. Шёлк, краски, фрагмент. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен На фрагменте свитка из коллекции…

  • Жара и зимние птицы

    Хуан Цюань. Бамбук, слива и зимние птицы, 10 век. Шёлк, краски, 43,8x62,9 см. Национальный дворец-музей,Тайбэй Хуан Цюань родом из Сычуани, где…

  • Взойди на гору, посмотри окрест – живопись шаньжэней

    Горная гряда Тайхан, Китай Короткий период в 53 года от падения династии Тан до воцарения династии Сун в Китае (907-960 годы) невероятно…

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Posts from This Journal “В лабиринтах китайской живописи” Tag

  • Достоинства фазана

    Золотой фазан Chrysolophus pictus - птица из рода воротничковых фазанов - это гибрид, выведенный, как считают китайские учёные, 900 лет назад: в…

  • Гранат и иволга

    Иволга. Лист из альбома, династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,6х25,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин Плод граната созрел – Время иволге…

  • Павлины и красные сливы

    Павлины и красные сливы. Династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,4х31,6 см. Национальный дворец-музей, Пекин Павлины - редкие птицы в китайской…

  • Птица, привлечённая зрелыми плодами

    Лин Чун. Птица, привлечённая зрелыми плодами, династия Сун. Лист из альбома, шёлк, тушь, краски, 26,9х27,2 см. Национальный дворец-музей, Пекин…

  • Рыбак уснул, птички замёрзли...

    Ма Юань. Рыбалка на осенней реке. Шёлк, тушь, краски, 37х29 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй Сегодняшний рыбак не так азартен, как тот, со…

  • В жару рыба не клюёт...))

    Ма Юань. Рыболов на зимнем озере, 1195. Шёлк, 141 x 36 см. Токийский национальный музей У знаменитого сунского художника Ма Юаня 马 远 Ma Yuan на…

  • Домашние куры и водяные курочки

    Хуан Цюань. Домашние и дикие птицы у пруда. Шёлк, краски, фрагмент. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен На фрагменте свитка из коллекции…

  • Жара и зимние птицы

    Хуан Цюань. Бамбук, слива и зимние птицы, 10 век. Шёлк, краски, 43,8x62,9 см. Национальный дворец-музей,Тайбэй Хуан Цюань родом из Сычуани, где…

  • Взойди на гору, посмотри окрест – живопись шаньжэней

    Горная гряда Тайхан, Китай Короткий период в 53 года от падения династии Тан до воцарения династии Сун в Китае (907-960 годы) невероятно…