Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

"Цитаты" в архитектуре - пост, порождённый занудством


Портик мавзолея султана Калауна в Каире, 1284–1285. Фото Тарас Пальков (С)

Заимствования - прямые и скрытые "цитаты" в архитектуре - тема вечная и бесконечно интересная. Как искусствоведа меня эта тема занимает профессионально, поэтому у меня привычка систематизировать такой материал. Конечно, не все виды искусства занимают меня в равной степени, но архитектура и архитектурный декор - в приоритете моего внимания, хоть сама я на эти темы не пишу. Меня очень порадовал пост uchitelj Византийские мотивы в мусульманском Каире, в котором автор сопоставила свои фотоматериалы по итальянским памятникам архитектуры со снимками из поста taras_palkov Мусульманський Каїр – 2. По ходу чтения мне пришлось провести дополнительный поиск для уточнения названий памятников на снимках и их датировок. А ещё хотелось ответить автору на некоторые затронутые ею вопросы, но комментарий получался слишком громоздким. Вот я и решилась изложить свои мысли в своём посте-комментарии.

На снимках в начале поста - аркада и колонны с капителями, которые автор поста по первой ссылке упоминает первыми в качестве возможной "цитаты" из византийской архитектуры. С учётом античной традиции возводить новые сооружения с использованием фрагментов архитектуры предшественников на завоёванных территориях здесь скорее всего не цитирование, а прямые вставки.)) Хотя оригиналов не видела, поэтому не поручусь.


Баб эль-Наср (араб. باب النصر‎ - «Ворота Победы»), 1087 и Фасад Собора Сан-Марко в Венеции

На следующей паре фото автор сравнивает элемент декора Ворот Победы 1087 года - Баб эль-Наср и схожий элемент на фасаде Собора Сан-Марко. Я не знаю, какого времени декор этого фасада Сан-Марко, но в каирских воротах эта "плетёнка" на самом деле - самое раннее изображение Зульфикара - священного меча пророка Мухаммеда и щита, т.е. плетёная полусфера - это щит, под которым упомянутый меч.


Баб эль-Наср возводился по велению великого везира Бадра аль-Джамали, армянина, захваченного в раннем возрасте в плен и обращённого в ислам. Армянин воинскими подвигами возвысился из раба до везиря Фатимидов и главнокомандующего. Он основал династию армянских везирей - воинов на целое столетие в Египте. Не удивительно, что он поручил возведение Ворот Победы армянским строителям - армянским мастерам из Урфы, древней Эдессы под руководством монаха Ована. Цитирую по Вики: "Техника кладки идеально отесанного камня на известковом растворе, превосходная система сводчатых перекрытий — все это было непривычным и новым для архитектуры Египта того времени. В архитектуре исламской эпохи Египта каменные блоки использовались впервые, что позволило украсить ворота невиданными здесь ранее клинчатыми камнями арок и куполами на “парусах”."

Следующая пара снимков для сравнения - декор с византийскими кринами по кругу:


Резной медальон на фасаде над входом в мечеть Аль-Акмар и Аббатство Помпоза, Италия

Уточнение по датировке мечети из Вики:"Аль-Джамих аль-Акмар, или мечеть Аль-Акмар (араб. الجامع الأقمر‎, буквально: мечеть в лунном свете), была построена как соседская мечеть фатимидским визирем аль-Мамуном аль-Батаихи в 1125—1126 гг. н. э. (519 год Хиджры)."

Следующий снимок из Каира сравнивается с фрагментами из двух сицилийских церквей:

Декоративный элемент на цоколе Сабиль-куттаб Абд аль-Рахман Kaтхуди, 1744 год


Собор Палермо, фасад и Капелла Палатина, Палермо

Ещё два фрагмента из Сабиль-куттаб Абд аль-Рахман Kaтхуди, 1744 года и мозаичный пол из церкви Сан-Катальдо в Палермо.



- скульптурный декор в виде круга в раме из крестообразно расположенных меньших 4-х кругов, "заплетённых" спиральной двойной линией на каирских фото и такой же декор на мозаичном полу -


Церковь Сан-Катальдо, Палермо

Рельефные ромбы на цоколях двух памятников. На мой взгляд, элемент слишком распространённый и не слишком сложный, для выводов об источнике заимствований.


Сабиль мечети Сулеймана Ага аль-Силахдара, 1839 год и Сан-Марко в Венеции

А вот следующее фото из Каира показывает портал, который был не "цитатой", а прямой "вставкой" оригинала в новое сооружение!


Арочное обрамление и декор над входом в медресе аль-Насира Мухаммеда.

Цитирую по Вики:"Самым уникальным элементом медресе ан-Насира Мухаммада является его готический мраморный портал, приобретённый у христианской церкви в городе Аккра после победы аль-Ашрафа Халиля над крестоносцами в 1291 году. Когда эмир наткнулся на церковь с этим порталом в качестве ворот, он решил перевезти её целиком в Каир. Он хранил его у себя до конца правления аль-Ашрафа Халиля и в течение всего первого периода царствования Мухаммада I ан-Насира, когда портал был изъят султаном Китбугой аль-Адилем и использован в этом медресе.
Портал «состоит из стрельчатой арки с тройным углублением, обрамлённым с каждой стороны тремя стройными колоннами». В верхней части арки было начертано «Аллах»."

Византийские крины с этого портала сравниваются с орнаментом с амвона из Равенны и декором собора в Палермо:



На этом мои уточнения исчерпаны, прошу прощения за занудство - это профдеформация музейного сотрудника.)))


Tags: Архитектура, архитектура в деталях
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Достоинства фазана

    Золотой фазан Chrysolophus pictus - птица из рода воротничковых фазанов - это гибрид, выведенный, как считают китайские учёные, 900 лет назад: в…

  • Гранат и иволга

    Иволга. Лист из альбома, династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,6х25,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин Плод граната созрел – Время иволге…

  • Павлины и красные сливы

    Павлины и красные сливы. Династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,4х31,6 см. Национальный дворец-музей, Пекин Павлины - редкие птицы в китайской…

  • Птица, привлечённая зрелыми плодами

    Лин Чун. Птица, привлечённая зрелыми плодами, династия Сун. Лист из альбома, шёлк, тушь, краски, 26,9х27,2 см. Национальный дворец-музей, Пекин…

  • Рыбак уснул, птички замёрзли...

    Ма Юань. Рыбалка на осенней реке. Шёлк, тушь, краски, 37х29 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй Сегодняшний рыбак не так азартен, как тот, со…

  • В жару рыба не клюёт...))

    Ма Юань. Рыболов на зимнем озере, 1195. Шёлк, 141 x 36 см. Токийский национальный музей У знаменитого сунского художника Ма Юаня 马 远 Ma Yuan на…

  • Вдали, вблизи ли горы? Нет меры расстоянья…

    Кликабельно Ли Чэн. Пышный лес среди далеких вершин, 10 век. Шёлк, тушь, 46 x 298 см. Собрание музея провинции Ляонин Взойди на гору,…

  • Домашние куры и водяные курочки

    Хуан Цюань. Домашние и дикие птицы у пруда. Шёлк, краски, фрагмент. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен На фрагменте свитка из коллекции…

  • Жара и зимние птицы

    Хуан Цюань. Бамбук, слива и зимние птицы, 10 век. Шёлк, краски, 43,8x62,9 см. Национальный дворец-музей,Тайбэй Хуан Цюань родом из Сычуани, где…

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Recent Posts from This Journal

  • Достоинства фазана

    Золотой фазан Chrysolophus pictus - птица из рода воротничковых фазанов - это гибрид, выведенный, как считают китайские учёные, 900 лет назад: в…

  • Гранат и иволга

    Иволга. Лист из альбома, династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,6х25,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин Плод граната созрел – Время иволге…

  • Павлины и красные сливы

    Павлины и красные сливы. Династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,4х31,6 см. Национальный дворец-музей, Пекин Павлины - редкие птицы в китайской…

  • Птица, привлечённая зрелыми плодами

    Лин Чун. Птица, привлечённая зрелыми плодами, династия Сун. Лист из альбома, шёлк, тушь, краски, 26,9х27,2 см. Национальный дворец-музей, Пекин…

  • Рыбак уснул, птички замёрзли...

    Ма Юань. Рыбалка на осенней реке. Шёлк, тушь, краски, 37х29 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй Сегодняшний рыбак не так азартен, как тот, со…

  • В жару рыба не клюёт...))

    Ма Юань. Рыболов на зимнем озере, 1195. Шёлк, 141 x 36 см. Токийский национальный музей У знаменитого сунского художника Ма Юаня 马 远 Ma Yuan на…

  • Вдали, вблизи ли горы? Нет меры расстоянья…

    Кликабельно Ли Чэн. Пышный лес среди далеких вершин, 10 век. Шёлк, тушь, 46 x 298 см. Собрание музея провинции Ляонин Взойди на гору,…

  • Домашние куры и водяные курочки

    Хуан Цюань. Домашние и дикие птицы у пруда. Шёлк, краски, фрагмент. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен На фрагменте свитка из коллекции…

  • Жара и зимние птицы

    Хуан Цюань. Бамбук, слива и зимние птицы, 10 век. Шёлк, краски, 43,8x62,9 см. Национальный дворец-музей,Тайбэй Хуан Цюань родом из Сычуани, где…