Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Categories:

До границы небес простёрлось обилие вод…


Вид на реку Сян с горы Чжао

Жизнь у ручья, реки, озера, залива – что может быть романтичней, недаром в китайской поэзии и живописи так много сюжетов, связанных с водной стихией. Мягкая дымка, окутывающая долины в дельтах великих китайских рек Янцзы и Хуанхэ, как нельзя лучше способствовала развитию китайской пейзажной живописи. Но обо всём по порядку: сегодня продолжим разговор о живописи прилежной кистью гунби 工筆 и лапидарной кистью цзяньби 簡筆, начатый здесь

Кликабельно
Го Чжуншу. Путешествие по реке после снегопада, в.п. 10 в. Шёлк, тушь, 74,1х69,2 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй

Автор свитка " Путешествие по реке после снегопада " – живописец и каллиграф эпохи Пяти династий Го Чжуншу (郭忠恕 род. ок. 910 — ум. 977). В историю китайской живописи он вошёл, прежде всего, как основатель или один из первых мастеров жанра "цзехуа" – живописи не просто прилежной кистью, а с помощью линейки и особой кисти, дающей ровную линию. Использовалась такая техника живописи для изображения архитектуры и кораблей с полной оснасткой и ранее, но именно в Х веке этот жанр и стиль живописи становятся официально принятыми. Свиток утратил правую часть с изображением бурлаков, тянущих корабль, но сам корабль передан до мельчайших деталей. Авторство Го Чжуншу засвидетельствовано надписью императора Хуэйцзуна, но подписи самого живописца нет.

Следующая работа – это только копия свитка Го Чжуншу, который он, в свою очередь, написал с уже несуществующего свитка поэта, каллиграфа и живописца VIII века Ван Вэя 王維 (699— 759). Изображение кликабельно.


Го Чжуншу. Поместье Ванчуань, копия свитка Ван Вэя. Шёлк, тушь, краски, 29 x 490,4 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй

"Вэнчуань ту" или "Поместье Вэнчуань" – усадьба на реке Вэнчуань, которую купил поэт, когда оставил службу в приморском районе провинции Шаньдун. И Жёлтое море, и дельта Жёлтой реки Хуанхэ, равно как и река Вэнчуань – неотъемлемая часть поэзии Ван Вэя. В своей усадьбе он основал поэтический кружок, здесь им был создан поэтический цикл из 20 стихотворений "Река Вэнчуань". Монохромные пейзажи размытой тушью ввёл в моду, как считается, Ван Вэй. Но они дошли до нас только в многочисленных копиях. О его необычайном живописном таланте мы можем судить по трактату о живописи, написанном им в стихах, и другим поэтическим шедеврам. В цикле "Река Вэнчуань" воспеваемые поэтом красоты в значительной мере – игра его воображения. Авторы монографий и статей о творчестве Ван Вэя писали, что усадьба его была достаточно скромной, а в его студии, кроме чайной посуды, тиглей со снадобьями, столика для сутр, курильницы, пуфа и гамака, ничего не было. Один из фрагментов копии свитка Го Чжуншу – почти иллюстрация к 13-му стихотворению цикла "Река Вэнчуань":



Ван Вэй Из цикла: 輞川集 "Река Ванчуань"
栾家濑 13. На перекате у дома в платанах

Шуршит и шуршит вот этот осенний дождь,
Все плещет и плещет речной поток по камням.
Разбилась волна, рассыпав брызги вокруг,
И цапля в испуге от вод отпрянула вновь.
Перевод Александра Матвеева

В название поста я взяла строку из другого стихотворения Ван Вэя, воспевающего дельту Хуанхэ:

По Жёлтой реке плыву в Цинхэ
Наша лодка плывёт
По великой Жёлтой реке.
До границы небес
Простёрлось обилие вод.
Прерываются вдруг
И волны и небосвод:
В десять тысяч домов
Город возник вдалеке.
Продолжаем путь -
Возникают вновь города,
Как в тумане видны
Шелковицы и конопля.
Обернёшься, глядишь
Туда, где родная земля:
Вплоть до самых туч
Без края - вода и вода.
Перевод Аркадия Штейнберга

Живопись Ван Вэя оказала большое влияние на художника так называемой Южной школы времени Пяти династий Дун Юаня 董源 (работал в 934—962 годах). Картинка ниже - кликабельна.


Дун Юань. Летний вид Цзяннани, 50х320см. Музей провинции Ляонин, Шэньян

Дун Юань при дворе не служил, о его жизни известно не так много: родился и почти всю жизнь провёл в Цзяннани – провинции в дельте Янцзы, в эпоху Пяти династий эта область входила в состав Южнотанского царства. Дун Юань был помощником директора ведомства императорских парков – единственная его должность, о которой известно. "Летний вид Цзяннани" – пейзаж совершенно новаторский для своего времени и по композиции, и по живописной технике. Широкая панорама с цепью гор у горизонта, окутанных дымкой, и рыбацкими хижинами на островках посреди реки написаны тонкими слоями размытой туши, мягкими точками разной формы и линиями-паутинками в деталях переднего плана. При ближайшем рассмотрении некоторые предметы просто распадаются на пятна и точки или исчезают, как призраки. За такую импрессионистическую манеру Дун Юаня часто сравнивают с пуантилистами и импрессионистами. Вглядимся в детали!
У правого края свитка – дальние горы на горизонте, слева рыбацкий приют, а справа – лодка с рыбаками:


Вот та же лодка поближе:


Левее – мостки, на которых виднеется фигура рыбака с вершами:


Рыбак становится совсем призрачным при ближайшем взгляде:



Ещё левее по берегу шествует рыбак с вершами, а на противоположном берегу видно дерево с дуплом и какие-то фигуры слева на склоне:


Фигуры истаивают в воздухе при приближении, а дупло видно хорошо. Обратите внимание на листву и травы!


У левого края на переднем плане – плывущая лодка с седоками и перевозчиками, а справа на берегу под ивами – встречающие их люди.


Ивы и фигура поближе:



Дун Юань, как видно на этом свитке, использовал не только тушь, но и слегка подцвечивал одежду изображённых людей. Сами люди в его пейзажах не имеют самостоятельного значения, они – неотъемлемая часть ландшафта – стаффаж, как сказали бы знатоки европейской живописи.
Кроме широких панорам, Дун Юань писал и вертикальные композиции в жанре шань-шуй (山水 гора-воды). В дошедшем до нас оригинальном пейзаже такого жанра Дун Юань использует новаторскую технику письма так называемой "распушённой конопли" в изображении гор одновременно с сине-зелёными оттенками в стиле Ли Сысюня.

Кликабельно
Дун Юань. Праздник Вызывания дождя, 10 в. Шёлк, тушь, краски, 156х160 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй

Фрагмент с ритуальным хороводом:


А вот сине-зелёные горы с "распушёнными конопляными линиями", передающими их неровную поверхность:


Самый, пожалуй, известный и захватывающий панорамный пейзаж Дун Юаня "Реки Сяо и Сян". Картинка кликабельна!


Дун Юань. Реки Сяо и Сян. Шёлк, тушь, краски, 50х141,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин

Место слияния рек Сяо и Сян, впадающих в озеро Дунтин – очень популярный мотив в китайской живописи. Сяосян - это также название местности, густо пересечённой реками и покрытой озёрами на правом берегу Янцзы, в её нижнем течении. Вот как выглядит эта местность на карте:


На свитке Дун Юаня видны рыбаки с неводом у дальнего берега:


А у левого края – лодка с рыбаками:


Ближе к переднему плану справа – лодка с седоками под большим зонтом и рыбаками:


На берегу правее – гуляющие наблюдают за ними:



В начале поста в виде заставки я поместила вид на реку Сян с горы Чжао. А вот фото реки Сяо:


А это место слияния рек Сяо и Сян:


Закат над озером Дунтин – вполне в духе китайской классической живописи.))



"Туман и облака над Сяосян" – популярная музыкальная импровизация на цине с демонстрацией известных пейзажных свитков и современных видов реки Сян. Это для тех, кому не надоело путешествовать по китайским рекам.)))


Tags: В лабиринтах китайской живописи, Искусство
Subscribe

Posts from This Journal “В лабиринтах китайской живописи” Tag

  • Достоинства фазана

    Золотой фазан Chrysolophus pictus - птица из рода воротничковых фазанов - это гибрид, выведенный, как считают китайские учёные, 900 лет назад: в…

  • Гранат и иволга

    Иволга. Лист из альбома, династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,6х25,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин Плод граната созрел – Время иволге…

  • Павлины и красные сливы

    Павлины и красные сливы. Династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,4х31,6 см. Национальный дворец-музей, Пекин Павлины - редкие птицы в китайской…

  • Птица, привлечённая зрелыми плодами

    Лин Чун. Птица, привлечённая зрелыми плодами, династия Сун. Лист из альбома, шёлк, тушь, краски, 26,9х27,2 см. Национальный дворец-музей, Пекин…

  • Рыбак уснул, птички замёрзли...

    Ма Юань. Рыбалка на осенней реке. Шёлк, тушь, краски, 37х29 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй Сегодняшний рыбак не так азартен, как тот, со…

  • В жару рыба не клюёт...))

    Ма Юань. Рыболов на зимнем озере, 1195. Шёлк, 141 x 36 см. Токийский национальный музей У знаменитого сунского художника Ма Юаня 马 远 Ma Yuan на…

  • Вдали, вблизи ли горы? Нет меры расстоянья…

    Кликабельно Ли Чэн. Пышный лес среди далеких вершин, 10 век. Шёлк, тушь, 46 x 298 см. Собрание музея провинции Ляонин Взойди на гору,…

  • Домашние куры и водяные курочки

    Хуан Цюань. Домашние и дикие птицы у пруда. Шёлк, краски, фрагмент. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен На фрагменте свитка из коллекции…

  • Жара и зимние птицы

    Хуан Цюань. Бамбук, слива и зимние птицы, 10 век. Шёлк, краски, 43,8x62,9 см. Национальный дворец-музей,Тайбэй Хуан Цюань родом из Сычуани, где…

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

Posts from This Journal “В лабиринтах китайской живописи” Tag

  • Достоинства фазана

    Золотой фазан Chrysolophus pictus - птица из рода воротничковых фазанов - это гибрид, выведенный, как считают китайские учёные, 900 лет назад: в…

  • Гранат и иволга

    Иволга. Лист из альбома, династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,6х25,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин Плод граната созрел – Время иволге…

  • Павлины и красные сливы

    Павлины и красные сливы. Династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,4х31,6 см. Национальный дворец-музей, Пекин Павлины - редкие птицы в китайской…

  • Птица, привлечённая зрелыми плодами

    Лин Чун. Птица, привлечённая зрелыми плодами, династия Сун. Лист из альбома, шёлк, тушь, краски, 26,9х27,2 см. Национальный дворец-музей, Пекин…

  • Рыбак уснул, птички замёрзли...

    Ма Юань. Рыбалка на осенней реке. Шёлк, тушь, краски, 37х29 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй Сегодняшний рыбак не так азартен, как тот, со…

  • В жару рыба не клюёт...))

    Ма Юань. Рыболов на зимнем озере, 1195. Шёлк, 141 x 36 см. Токийский национальный музей У знаменитого сунского художника Ма Юаня 马 远 Ma Yuan на…

  • Вдали, вблизи ли горы? Нет меры расстоянья…

    Кликабельно Ли Чэн. Пышный лес среди далеких вершин, 10 век. Шёлк, тушь, 46 x 298 см. Собрание музея провинции Ляонин Взойди на гору,…

  • Домашние куры и водяные курочки

    Хуан Цюань. Домашние и дикие птицы у пруда. Шёлк, краски, фрагмент. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен На фрагменте свитка из коллекции…

  • Жара и зимние птицы

    Хуан Цюань. Бамбук, слива и зимние птицы, 10 век. Шёлк, краски, 43,8x62,9 см. Национальный дворец-музей,Тайбэй Хуан Цюань родом из Сычуани, где…