Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Танцующая кисть



Всякому, кто изучал китайскую живопись, приходилось сталкиваться в описаниях шедевров какого-либо художника с непостижимой таинственностью китайских метафор: "травяной стиль", "лапидарная кисть" или совсем уж загадочный "летящий белый" способны озадачить самый изощрённый ум. Метафоры хороши в поэзии, с которой китайская живопись связана устойчивым образным рядом и прямым родством обеих с каллиграфией. Когда же речь идёт о формальных приёмах, которым обучают любого начинающего каллиграфа или живописца в Китае, то для понимания их сути нужна всё же ясность в определениях. Попробуем начать "от печки" – с разных приёмов написания иероглифов. Белая поверхность бумаги – пространство, в котором кисть совершает отточенные движения по определённому сценарию (сродни танцу), оставляя с помощью туши следы – красивые иероглифы.



Стиль написания иероглифов на видео (или тип шрифта, как сказал бы художник-график) на китайском именуется кайшу (楷書). Это исторический, известный с эпохи Хань, шрифт – уставное, т.е. образцовое, письмо. Первый иероглиф "кай " в названии шрифта и означает "модель, шаблон, образец ".
Второй иероглиф "шу " означает глагол "писать ", а также существительные "письмо, каллиграфия, документ, книга". Самые нужные понятия в затронутой теме! К тому же, этот иероглиф входит в названия всех существующих шрифтов (стилей) китайской каллиграфии, поэтому приглядимся к нему получше.))

На картинке ниже даны изображения этого иероглифа в пяти основных шрифтах:

1. 2. 3. 4. 5.
1. Чжуаньшу 2. Лишу 3. Синшу 4. Цаошу 5. Кайшу

На последней картинке в уже знакомом нам стиле кайшу представлен традиционный и упрощённый (справа) способ написания иероглифа.

Три первых картинки соответствуют китайским шрифтам, известным ещё до ханьской эпохи:
1.Чжуаньшу (篆書) – печатный шрифт древности, стиль личных печатей, эпитафий, надписей на бронзовых сосудах.
2. Лишу (隸書) – официальный шрифт для письма, деловой стиль.
3. Синшу (行書)– скорописный шрифт китайской каллиграфии – "ходовое" письмо (иероглиф "син" означает "идти, ходить", и знаки похожи на идущих человечков).

А вот четвёртая картинка представляет нам тот самый "травяной стиль":
4. Цаошу (草書) – общее название скорописных стилей: быстрое, небрежное письмо, другой перевод – "травяное письмо", т.к. "цао" означает также "трава".
Слева на четвёртой картинке иероглиф "шу", а справа название стиля цаошу, где оба иероглифа даны слитно и, в самом деле, напоминают сплетённые листья травы!

На видео ниже в стиле цаошу справа налево, как и положено, пишут буквально: "Скорее тихо к далеко", т.е. "внутреннее спокойствие ведёт далеко – даёт глубокое понимание".



От приёмов каллиграфии до формальных приёмов живописи тушью, выработанных китайской культурой за многие столетия, - рукой подать.))
Здесь тоже есть свой образцовый стиль с тщательным написанием (рисованием) и скоропись – обобщённая свободная манера. Новички постигают сначала приёмы тщательного письма:

工笔 – гунби, где "би " означает "кисть ", а "гун " – "ремесло". Постигая ремесло, т.е. овладевая мастерством самых разнообразных приёмов живописи кистью, можно остаться в пределах этой тщательной манеры изображения – в пределах стиля "прилежной кисти ".

А можно перейти к той самой "лапидарной кисти ":

简笔– цзяньби. Первый иероглиф означает "простой, лаконичный, обобщённый ", т.е. "лапидарная кисть " – это упрощённое, свободное изображение, зачастую стилизованное художником в соответствии с его талантом.

Редкие гении сочетают в своём живописном стиле обе манеры – по желанию донести какие-то свои собственные мысли и чувства.)))

Ну вот, и вторая поэтичная метафора из трёх упомянутых вначале обрела вполне ясный смысл.)) Доберёмся и до третьей!))

Изображение предмета на бумаге контурной линией знакомо всем с детства. В китайской живописи прежде всего формализуют приём проведения линии: кончиком вертикально поставленной кисти, кончиком с наклоном кисти, боковой частью кисти. Названия всех этих приёмов приводить не стану, просто приведу картинку:


Основные линии, полученные от разных способов ведения кисти, могут иметь чёткие или размытые края, что зависит также от густоты разведённой туши и от количества её на кисти, и от бумаги – сухой или увлажнённой предварительно. На рисунке ниже листик изображён линиями по подсохшему пятну туши (вверху), по влажному пятну туши (в центре) и по полусухому пятну туши (внизу), последний способ даёт наиболее гармоничное сочетание светлого пятна с тёмными линиями:



Ну вот, мы добрались до пятен. Текучая китайская тушь быстро сохнет и позволяет достичь большой градации тонов в пятнах:



Среди разнообразных приёмов работы кистью у китайских живописцев есть приём работы расщеплённым кончиком кисти, а также динамичное проведение штрихов ("цунь" – штрих на китайском) полусухой кистью, дающее пробелы – это и есть тот самый "летящий белый" – третья загадка среди упомянутых вначале метафор. На картинке с пятнами первое пятно слева как раз с пробелами - "летящим белым".

С применением "летящего белого" мы встретимся в дальнейших рассказах о китайской живописи, а пока ограничусь ещё упоминанием большого разнообразия точек ("дянь" – точка на китайском) в приёмах китайских живописцев – называют около 40 разновидностей. Хотя все они происходят от 5-ти основных. Не стану усложнять рассказ их названиями, просто покажу картинки:




Обрисовав "лапидарной кистью" основные приёмы китайской живописи, приведу пример свободного владения "прилежной " и "обобщённой" кистью мастером 20 века: на видео Чжан Дацянь (Zhang Daqian) пишет "Ландшафт в осенних тонах":



В работе использованы рисунки и пояснения из статьи:
Белозёрова В.Г. Анатомия традиционной китайской живописи.

Полностью – на сайте Синология.Ру

©Александра Шпетная


Tags: В лабиринтах китайской живописи
Subscribe

Posts from This Journal “В лабиринтах китайской живописи” Tag

  • Достоинства фазана

    Золотой фазан Chrysolophus pictus - птица из рода воротничковых фазанов - это гибрид, выведенный, как считают китайские учёные, 900 лет назад: в…

  • Гранат и иволга

    Иволга. Лист из альбома, династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,6х25,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин Плод граната созрел – Время иволге…

  • Павлины и красные сливы

    Павлины и красные сливы. Династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,4х31,6 см. Национальный дворец-музей, Пекин Павлины - редкие птицы в китайской…

  • Птица, привлечённая зрелыми плодами

    Лин Чун. Птица, привлечённая зрелыми плодами, династия Сун. Лист из альбома, шёлк, тушь, краски, 26,9х27,2 см. Национальный дворец-музей, Пекин…

  • Рыбак уснул, птички замёрзли...

    Ма Юань. Рыбалка на осенней реке. Шёлк, тушь, краски, 37х29 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй Сегодняшний рыбак не так азартен, как тот, со…

  • В жару рыба не клюёт...))

    Ма Юань. Рыболов на зимнем озере, 1195. Шёлк, 141 x 36 см. Токийский национальный музей У знаменитого сунского художника Ма Юаня 马 远 Ma Yuan на…

  • Вдали, вблизи ли горы? Нет меры расстоянья…

    Кликабельно Ли Чэн. Пышный лес среди далеких вершин, 10 век. Шёлк, тушь, 46 x 298 см. Собрание музея провинции Ляонин Взойди на гору,…

  • Домашние куры и водяные курочки

    Хуан Цюань. Домашние и дикие птицы у пруда. Шёлк, краски, фрагмент. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен На фрагменте свитка из коллекции…

  • Жара и зимние птицы

    Хуан Цюань. Бамбук, слива и зимние птицы, 10 век. Шёлк, краски, 43,8x62,9 см. Национальный дворец-музей,Тайбэй Хуан Цюань родом из Сычуани, где…

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “В лабиринтах китайской живописи” Tag

  • Достоинства фазана

    Золотой фазан Chrysolophus pictus - птица из рода воротничковых фазанов - это гибрид, выведенный, как считают китайские учёные, 900 лет назад: в…

  • Гранат и иволга

    Иволга. Лист из альбома, династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,6х25,4 см. Национальный дворец-музей, Пекин Плод граната созрел – Время иволге…

  • Павлины и красные сливы

    Павлины и красные сливы. Династия Сун. Шёлк, тушь, краски, 24,4х31,6 см. Национальный дворец-музей, Пекин Павлины - редкие птицы в китайской…

  • Птица, привлечённая зрелыми плодами

    Лин Чун. Птица, привлечённая зрелыми плодами, династия Сун. Лист из альбома, шёлк, тушь, краски, 26,9х27,2 см. Национальный дворец-музей, Пекин…

  • Рыбак уснул, птички замёрзли...

    Ма Юань. Рыбалка на осенней реке. Шёлк, тушь, краски, 37х29 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй Сегодняшний рыбак не так азартен, как тот, со…

  • В жару рыба не клюёт...))

    Ма Юань. Рыболов на зимнем озере, 1195. Шёлк, 141 x 36 см. Токийский национальный музей У знаменитого сунского художника Ма Юаня 马 远 Ma Yuan на…

  • Вдали, вблизи ли горы? Нет меры расстоянья…

    Кликабельно Ли Чэн. Пышный лес среди далеких вершин, 10 век. Шёлк, тушь, 46 x 298 см. Собрание музея провинции Ляонин Взойди на гору,…

  • Домашние куры и водяные курочки

    Хуан Цюань. Домашние и дикие птицы у пруда. Шёлк, краски, фрагмент. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен На фрагменте свитка из коллекции…

  • Жара и зимние птицы

    Хуан Цюань. Бамбук, слива и зимние птицы, 10 век. Шёлк, краски, 43,8x62,9 см. Национальный дворец-музей,Тайбэй Хуан Цюань родом из Сычуани, где…