
Китайская живопись, как известно, развивалась под непосредственным влиянием китайской каллиграфии. Уставные и скорописные приёмы начертания китайских иероглифов породили многие приёмы работы кистью и тушью в живописи Китая. Фрагмент изображения кряквы в начале поста позволяет наглядно убедиться, насколько много общего в работе кистью в надписях на свитке и в изображении листьев гибискуса. Под катом - изображение кряквы целиком.

Чэнь Линь. Дикая утка у реки, 1301. Шёлк, тушь, краски, 35,7х47,5 см. Национальный дворец-музей, Тайбэй
Чэнь Линь написал этот свиток под впечатлением от общения с Чжао Мэнфу - замечательным живописцем эпохи Юань и даже в его мастерской, о чём говорится в одном из колофонов на подклеенном листе бумаги в верхней части свитка. Будто бы даже Чжао Мэнфу собственноручно нанёс несколько штрихов кистью на изображение. Оба этих мастера творили в то время, когда живопись, обогащённая стилистикой каллиграфии, пришла в своём развитии к лаконичности в отборе средств: тушь практически вытеснила цвет, и всё многообразие природных форм передавалось только богатейшим арсеналом линий и штрихов, точек и пятен туши - бледных и насыщенных, с чёткими контурами или размытых.
Вот ещё несколько увеличенных фрагментов - оцените мастерство!



Лапы и трава, отдельно - цветущий подорожник.



Об особенностях работы кистью и тушью в китайской живописи поговорим в следующий раз, а сегодня - любуйтесь кряквой!))
Journal information