
Кисти, тушь, бумага или шёлк,
Каллиграфия, пейзаж, стихи –
Всяк чиновник в этом знает толк,
Да не всяк поэт, хоть стихотворцев – полк…
Увлекательнейшее дело - читать жизнеописания китайских поэтов, художников и каллиграфов, тем более, что большинство из них были высокопоставленными чиновниками и для получения поста сдавали государственные экзамены, показывая, в том числе, владение кистью в каллиграфии и умение слагать стихи. Так что довольно часто автор пейзажа и автор каллиграфически написанных стихов на свитке - один и тот же человек. Название сегодняшнего поста станет тэгом к следующим историям о китайских живописцах. А пока небольшая байка - их тоже очень много в истории китайской живописи и поэзии.
Во времена династии Цзинь (265—420 гг. н.э.) жил художник Гу Кайчжи, которого считают основателем китайской живописи, но о жизни которого сохранились по большей части легенды и анекдоты, а произведения его известны только в копиях, написанных столетия спустя. На заставке к посту как раз представлен фрагмент копии свитка Гу Кайчжи, сделанной в эпоху Сун (960-1279). Гу Кайчжи был прекрасно образован и слыл острословом. Не удивительно поэтому, что его общество любили просвещённые люди того времени. Один из них - крупный чиновник и меценат Се Ань выстроил в своём поместье близ Шаосин Павильон Орхидей, где проводил время в беседах и чтении стихов с друзьями - поэтами и каллиграфами. Гу Кайчжи также бывал на "заседаниях этого клуба".)) Кроме учёных бесед поэты устраивали соревнования на знание известных стихов поэтов прошлого и сочинение экспромтом собственных стихов. Для этого по реке (а Павильон Орхидей стоял на островке посреди реки) запускали на листьях лотоса чаши с вином. Тому, кто выловил чашу, не расплескав вина, надлежало прочитать строчку из стихов и выпить содержимое. С учётом того, что "китайское вино" было рисовой брагой первой выгонки, да ещё и подогретой, соревнование к вечеру представляло собой, должно быть, весёлое зрелище!))) Вечером назюзюкавшиеся поэты хором распевали стихи! Ниже показан фрагмент свитка с сюжетом на эту тему.

В эпоху Сун художник Цзюй Жань изобразил на своём свитке знаменитый Павильон Орхидей по другому поводу: Танский император Тайцзун пожелал иметь в своей коллекции свиток прославленного мастера каллиграфии Ван Сичжи (изображение этого мастера есть на фрагменте с пьянкой поэтов). Чтобы добыть свиток, императорский цензор Сяо И пробрался в Павильон под видом бродячего учёного. Именно этот момент представлен на свитке ниже.

Цзюй Жань. Сяо, обманным путём получающий "Свиток Павильона Орхидей". Дворец-музей, Тайбэй
Кому неохота разглядывать свиток с лупой по клику - ниже увеличенный фрагмент.

Journal information