Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Categories:

Отчуждённость


Эдвард Хоппер. Комната в Бруклине, 1932. Холст, масло, 73,98 x 86,36 cм. Museum of Fine Arts (MFA), Boston, MA, US

Одинокая фигура у окна спиной к зрителю столь явно отсылает нас к картинам Вильгельма Хаммерсхёя, что можно вслед за некоторыми критиками объявить датского живописца "предтечей" Эдварда Хоппера. Критики любят громкие сравнения и броские заголовки.)) Да, меланхоличность картин Вильгельма Хаммерсхёя, активная игра света в пространстве интерьера, а главное - замкнутость одиноких фигур, помещённых в эти интерьеры, может вызвать желание связать одной "цепочкой влияний и заимствований" его работы, а также картины Каспара Давида Фридриха и Эдварда Хоппера, ну, явно же младшие у старших художников подсмотрели! но в реальности, как и в искусстве, всё обстояло не так прямолинейно.))) Хаммерсхёй из предшественников больше всего любил творчество голландца Вермеера, а среди известных ему американских художников предпочитал живопись Джеймса Уистлера. Что же касается Эдварда Хоппера, о котором сегодня пойдёт речь, то он вообще не терпел, когда критики пытались его сравнивать то с Норманом Роквеллом, которого он называл сентиментальным, то с Грантом Вудом, чьи работы он считал "карикатурным образом Америки". На попытку жены Джозефины объяснить сюжет "Утра в Кейп-Код" тем, что женщина "решает, достаточно ли хорошая погода, чтобы вывесить постиранное бельё", Хоппер возразил: "Разве я говорил что-то подобное? Ты делаешь из неё Нормана Роквелла. А с моей точки зрения, она просто смотрит в окно."


Утро в Кейп Код, 1950. Холст, масло, 86,7 × 102,3 cм. Smithsonian American Art Museum, Вашингтон

"The whole answer is there on the canvas" - говорил Хоппер, попробуем согласно его словам поискать ответы на его холстах.

Резкий свет, как скальпель рассекающий пространство его картин, вносит безжизненность в изображение. Из картин словно "выкачан воздух", застывшие в неподвижности фигуры кажутся картонными "обманками", даже не пытающимися создать образ живых людей. Это вызывает ощущение не лирического уединения или меланхолического одиночества, а совершенной отчуждённости от всех и всего. Даже в первой картине в начале поста это остро ощутимо: женская фигура отделена от взгляда зрителя спинкой и подлокотниками кресла так, что не видно, чем она занята, "глухие" окна на красной кирпичной стене за окном усиливают ощущение полной отрезанности от жизни.

На картине "Автомат" одинокая посетительница ресторана-автомата повёрнута лицом к зрителю, но у неё отсутствующий взгляд и лишенное эмоций лицо.


Автомат, 1927. Холст, масло. 71,4 × 91,4 см. Des Moines Art Center, Де-Мойн, Айова, США

Девушка в купе вечернего поезда рассеянно смотрит в журнал, а пейзаж за окном вагона не добавляет динамики - напротив, он кажется картиной в раме на стене купе.


Compartment C, Car 293, 1938. Холст, масло, 50,8х45,72 см. Частная коллекция

Прибывшая в отель и застывшая на кровати с письмом в руке девушка тоже не делится со зрителем своими чувствами, остаётся только гадать, что за драма скрыта в полученном письме...


Hotel Room, 1931. Холст, масло. Museo Thyssen-Bornemisza, Мадрид

Если на картине двое, диалога тоже не возникает - каждый сам по себе.


Chop Suey, 1929. Холст, масло. 81,3 × 96,5 см. Barney A. Ebsworth Collection


Sunlights in Cafeteria, 1958. Холст, масло,102,1 × 152,7 cм. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Если это семейная сцена, то отчуждённое молчание двоих становится настоящей драмой.


Комната в Нью-Йорке, 1932. Холст, масло, 74,4 × 93 см. Sheldon Museum of Art’s, Линкольн, Небраска, США


Отель у железной дороги. 1952. Холст, масло

Странно выглядит группа в шезлонгах с видом на терриконы или что-то вроде этого.


People in the Sun, 1960. Холст, масло, 102,6 × 153,4 cм. Smithsonian American Art Museum, Вашингтон

Не менее отчуждёнными, странными и завораживающими выглядят пейзажи Хоппера - дорога из ниоткуда в никуда:


Road in Maine, 1914. Холст, масло, 61,6 × 74,3 см. Whitney Museum of American Art, Нью-Йорк

Въезд в город через туннель наводит тоску:


Approaching the City, 1946. Холст, масло, 27х36”. The Phillips Collection, Washington, D.C.

Столь же безжизненный и тоскливый - вид на Манхеттенский мост:


Петля манхэттенского моста, 1928. Холст, масло, 88,9 x152,4 cм. Addison Gallery of American Art, Андовер, Массачусетс, США

...и раннее утро на улице американского городка...


Раннее воскресное утро, 1930. Холст, масло, 89,4 × 153 см. Whitney Museum of American Art, Нью-Йорк

Железные дороги, прорезавшие холмы и равнины Америки и ставшие символом века технических достижений, в пейзажах Хоппера вносят конфликт в идиллию загородной жизни.


Railroad Sunset, 1929. Холст, масло, 74,5 × 122,2 cм. Whitney Museum of American Art

Дом у железнодорожного полотна наполовину скрыт насыпью и наверняка содрогается от каждого проезжающего мимо состава. Одним из "самых горьких и безнадёжных образцов реализма" назвал эту картину искусствовед Ллойд Гудрич. Живопись Хоппера пытались отнести к направлению "магический реализм", но при всей схожести с работами художников этого направления, Хоппер не вписывается туда идеально и полностью.))


Дом у железной дороги, 1925. Холст, масло. 61 × 73,7 см. Museum of Modern Art (сокр. MoMA), Нью-Йорк

Но даже вполне уединённый летний коттедж выглядит нелюдимо в резких лучах солнца. Эта известная акварель Хоппера написана с летнего дома Маршалла на Кейп-Код – полуострове в форме крюка в штате Массачусетс, популярном месте летнего отдыха в то время. Акварель дала название альбому британского гитариста Джона Сквайра в позднем манчестерском стиле, другие песни альбома тоже носят названия известных работ Хоппера. Но ни музыкально, ни, так сказать, текстуально, эти песни не имеют ничего общего с картинами Хоппера, так что слушать их не будем.)))


Marshall's House, 1932. Watercolor Over Graphite On Wove Paper, 14 x 20 in. Wadsworth Atheneum Museum of Art

Ещё один летний пейзаж, написанный Хоппером в его летнем коттедже, выглядит совсем сюрреалистически:


Rooms by the Sea, 1951. Холст, масло, 74,3 × 101,6 cм. Yale University Art Gallery, Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Многие работы Хоппера вызывали ассоциации с фильмами в стиле "нуар". Вот, к примеру, ночная улица, освещённая только витриной аптеки, в которой красиво светятся так называемые "аптечные шары" - стеклянные сосуды "женственных очертаний". Они были вывеской аптеки для неграмотных. Наглухо закрытая дверь и безлюдье создают ощущение скрытой угрозы. Но есть здесь и ирония, хоть и замаскированная: реклама призывает выписывать и покупать слабительное известной фирмы. Как заметил один вдумчивый канадский блогер, тревоги бездушного мира порождают у человека запоры, поэтому без слабительного (как и без снотворного) не прожить...


Drug Store, 1927. Холст, масло, 73,7 x 101,9 см. Museum of Fine Arts (MFA), Бостон, США

Самая известная картина Хоппера "Nighthawks" в русском переводе обычно называется "Полуночники", что звучит вполне обыденно и мирно. Но по словам Хоппера, речь в ней идёт не об одиночестве, а о "ночных хищниках" - гангстерах. Мужские фигуры Хоппер писал с себя в зеркале, а подружку гангстера - с жены Джозефины. Писал он картину под впечатлением от рассказов Хемингуэя: называют два, которые ближе всего по смыслу к сюжету картины - "Киллеры" и "Там где чисто и светло". Картина производит впечатление кадра из фильма, настолько она кинематографична. Она и в самом деле стала прообразом многих сцен в американских фильмах.


Nighthawks, 1942. Холст, масло, 84,1 × 152,4 cм. Art Institute of Chicago, США

Эта работа Хоппера также вызвала к жизни музыкальный опус: Том Уэйтс свой первый концертный альбом назвал "Nighthawks at the Diner". И вновь - ни по содержанию, ни музыкально этот альбом не отражает тех смыслов, которые вложил в картину Хоппер.))

Впрочем, единственная песня в этом альбоме Тома Уэйтса мелодически и ритмически может, пожалуй, передать ощущения, которые возникают от картин Хоппера - это "Nobody": "Никто, никто, никогда не будет любить тебя, как люблю тебя я…" - хриплые откровения Тома Уэйтса хорошо сочетаются с полным безмолвием одной из поздних работ Эдварда Хоппера - "Солнечный свет в пустой комнате". Вот, наверное, лучшая интерпретация...




Солнечный свет в пустой комнате, 1963. Холст, масло, 73 x 100,3 cм. Частная коллекция

P.S. Музей фонда Бейелер (Fondation Beyeler) в швейцарском городе Риэн (полукантон Базель-Штадт) 20 января открыл у себя выставку работ Эдварда Хоппера. Выставка продлится до 17 мая. В рамках выставки посетителям демонстрируют 3D-фильм, снятый Вимом Вендерсом (Wim Wenders) "Two or Three Things I Know about Edward Hopper". Ниже я выложила трейлер, в котором видны "оживлённые" режиссёром картины Хоппера в стиле сегодняшнего приторно-позитивного постмодернистского мировоззрения. По поводу одной из картин, "оживлённых" в фильме, писал в 1948 году журнал Time:"На картине «Летний вечер» Хоппера — молодая пара, разговаривающая под резким светом на крыльце дома — неизбежно романтична, но Хоппер был уязвлён предположением одного критика, что картина могла быть написана как иллюстрация для «любого женского журнала». Хоппер вынашивал замысел картины "в течение 20 лет и никогда не думал о том, чтобы включить в неё людей, пока не начал работать над ней прошлым летом. Почему любой арт-директор имеет право раскритиковать картину? Мне были интересны не фигуры, а свет, струящийся сверху вниз, и окружающая ночь". Именно в романтичном духе автор фильма и оживил картину! О времена, о нравы!)) Вот как выглядит картина Хоппера:



А это трейлер фильма:


Tags: Живопись, Искусство, интерпретация живописи
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

  • Сны, бессонница и томление духа...

    Пребывая в изоляции, но не сдаваясь, сотрудники музеев по всему миру пытаются держать связь со зрителями через интернет. К чему приведёт это всеобщее…

  • Светопись и датские свободные художники

    Вильгельм Хаммерсхёй. Групповой портрет пяти человек: архитектор и дизайнер Торвальд Биндесбёлл, искусствовед Карл Мэдсен, художник Й. Ф.…

  • Наедине с мирозданием...

    Каспар Давид Фридрих. Женщина в лучах утреннего солнца/Женщина перед заходящим солнцем, около 1818. Холст, масло, 22×30 cм. Museum Folkwang,…

  • Птички Фридриха

    Каспар Давид Фридрих, художник, которого попеременно относят к дрезденскому романтизму или бидермайеру, а также отмечают, что он во многом был…

  • Тоскана глазами венецианца

    В Лукке завершила свою работу выставка "Бернардо Беллотто. 1740, Путешествие в Тоскану", которая открылась ещё 12 октября прошлого года. Кураторы…

  • Заморская птица - петух?

    В иллюстрации Ивана Билибина к сказке "Марья Моревна" заморская птица выглядит так: А в гравюре Дюрера "Иисус в чистилище" ... ... есть…

  • Мраморные проказники))

    Джамболонья. Фонтан Венеры, около 1575. Большой грот или Grotta del Buontalenti. Сад Боболи, по заказу Медичи, Флоренция.

  • Арт-Нуво в Турине

    Альфредо Мюллер. Павлины, 1903. Цветная литография, 68,5х 158 см. Частная коллекция, Лондон В Турине продолжается выставка “Art Nouveau. Il…

  • Птицы, овцы, крокодилы...

    Les Lalanne - дуэт дизайнеров-супругов Клод Лаланн и Франсуа-Ксавье Лаланна (автора бегемота-ванной). Франсуа-Ксавье умер в 2008 году, а Клод - в…

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments