Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Птички Фридриха

Каспар Давид Фридрих, художник, которого попеременно относят к дрезденскому романтизму или бидермайеру, а также отмечают, что он во многом был предтечей символизма, птиц изображал преимущественно в пейзаже, а пейзажи писал по большей части драматические: склепики, гробики и черепочки разрушенные часовни посреди корявых деревьев в совершенно безлюдной местности, или заброшенные кладбища на фоне бескрайней равнины... Поэтому птицы там подходящие к такому антуражу: вороны да совы... Но картину с совой на дереве на каннском аукционе 2010 года поначалу к творчеству Фридриха не отнесли и оценили по максимуму в 100 евро. А когда распознали - пожалели, что по дешёвке продали.)) Единственная птица в творчестве Фридриха - филин на ветке дуба - главный герой картины, а не дополнение к пейзажу.


Каспар Давид Фридрих. Сова на дереве, 1834. Холст, масло, 25,5х31,5 см. Частная коллекция

Этот филин попал на распродажу от наследников французского скульптора Давида д’Анжера (David d'Angers), который то ли купил, то ли получил в подарок от Фридриха картину во время посещения мастерской художника в 1834 году. На картину неизвестного мастера в аукционном каталоге обратили внимание парижские дилеры: два Бертрана - Талабардон (Bertrand Talabardon) и Готье (Bertrand Gautier). Они приехали на распродажу и включились в торг за картину, которую сочли возможной работой Фридриха (никаких экспертиз ещё не проводилось!). От 100 евро до 1000 торг шёл неспешно - набавляли по 10 евро за шаг, но после 1000 евро, шаг увеличился до 100 евро. А через всего 15 минут "Сова" была продана двум Бертранам за 350 тысяч евро - стремительный финал! После проведения необходимых исследований авторство Фридриха было подтверждено и Бертраны решили продать вновь обретённую картину позднего Фридриха за 6,5 млн евро. Разгорелся скандал: Лувр наложил вето на вывоз картины за границу (есть такое право у него), а продавцы попытались оспорить продажу по факту установления авторства. После долгих споров о том, во сколько оценить заслуги двух Бертранов, разглядевших в неизвестном холсте работу Фридриха, сошлись на том, что продавцы и Бертраны поделят прибыль от продажи за 6,5 млн. евро, но вывоз картины остался под запретом. Таких денег, которые выложил французский коллекционер за "Сову", у Лувра нет и вряд ли найдутся. Пока все замерли в ожидании.

Но вернёмся к Фридриху - сов у него хватает, но только написанных сепией на бумаге, а не маслом на холсте. Вот самые известные - из музейных коллекций.


Каспар Давид Фридрих. Сова в готическом окне, около 1836. Бумага, карандаш, сепия, 378х256 мм. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Каспар Давид Фридрих. Летящая сова в лунном свете, около 1836/37. Бумага, карандаш, сепия, 279х244 мм. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Каспар Давид Фридрих. Сова на могиле, около 1836/37. Бумага, карандаш, сепия, 259х222 мм. ГМИИ имени Пушкина, Москва

Следующая картинка - с гробиком, как и обещали.))


Каспар Давид Фридрих. Пейзаж с могилой, гробом и совой, около 1836-1837. Бумага, карандаш, сепия, 385х383 мм. Hamburger Kunsthalle, Германия

А этот филин тоже у могилы - свежевырытой!))


Каспар Давид Фридрих. Owl at the grave, аfter 1837. Бумага, карандаш, кисть коричневым тоном, 170х204 мм. Schlossmuseum, Weimar, Германия

Есть вариант такой композиции в рисунке из Альбертины - со стервятником:


Каспар Давид Фридрих. Пейзаж с могилами, около 1835-1837. Бумага, карандаш, кисть коричневым тоном, перо чёрным тоном, 238х286 мм. Albertina, Вена

В Лувре, которому не достался пока новонайденный "Филин", есть известная картина Фридриха с воронами на дереве. Не кладбище, но тоже достаточно мрачно!


Каспар Давид Фридрих. Дерево с воронами (берег Балтийского моря), около 1822. Холст, масло, 59х73 см. Лувр, Париж.

Немец не был бы немецким романтиком без лебедей - они-таки у Фридриха есть!


Каспар Давид Фридрих. Лебеди в камышах, между 1819 и 1820. Холст, масло, 36×44 см. Frankfurter Goethe Haus, Германия

Завершим наш обзор вполне мирным сюжетом - Аист в гнезде на дубе, рисунок из Гамбургской Кунстхалле.


Каспар Давид Фридрих.Древний дуб с гнездом аиста. Бумага, карандаш, 286х205 мм. Hamburger Kunsthalle, Германия
Tags: #птицыпочетвергам, Живопись, Искусство, рисунки и акварели
Subscribe

Posts from This Journal “#птицыпочетвергам” Tag

  • Цветущее разнотравье

    Этот газон - в трёх кварталах от моего дома. Захватить в кадр всех представителей этого цветочного царства было довольно сложно, тем более, что…

  • Море и наблюдатель...

    К сожалению, наблюдатель не я, а незнакомая цапля.)) Но фотография удачная.))

  • Утки в Балаклавской бухте

    Фото старое - сделано в январе 2012 года. Кроме знакомых речных крякв у набережной в ожидании кормёжки плавали лысухи и красноголовые нырки.

  • Сны, бессонница и томление духа...

    Пребывая в изоляции, но не сдаваясь, сотрудники музеев по всему миру пытаются держать связь со зрителями через интернет. К чему приведёт это всеобщее…

  • Цветы и птицы

    Есть такой жанр в китайской живописи, как известно. Две композиции ниже найдены когда-то на просторах интернета без названий и имён авторов. Обе…

  • Фламинго крякают, антилопы хрюкают...

    Впечатления от закрытого на карантин зоопарка Шёнбрунн в Вене на удивление приятные: не слышно комментариев из громкоговорителей и эмоциональных…

  • Последним вылез петух, изрядно ощипанный, но не побеждённый (С)

    Самоизоляция для искусствоведа на пенсии - дело привычное. Ещё никакими вирусами, с короной или без, в воздухе и не пахло, а виртуальная жизнь…

  • Птички и рыбки от Мозера

    Коломан Мозер - известный венский художник модерна - много оформлял книги, делал декоративные рельефы и витражи для архитектурных шедевров Отто…

  • Когда птички - это ночной кошмар!))

    Не знаю, кто придумал реплику совам, но автор самой картинки "Кошачий ночной кошмар" (его подпись видна внизу справа) - английский график Луис…

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments