
В Лукке завершила свою работу выставка "Бернардо Беллотто. 1740, Путешествие в Тоскану", которая открылась ещё 12 октября прошлого года. Кураторы показали небольшое количество ведут - архитектурных пейзажей, написанных, как было недавно установлено, во время и вскоре после ( по результатам, так сказать) первого путешествия молодого ученика и племянника Каналетто по городам Тосканы. В путешествии Беллотто пользовался оптической камерой (camera obscūra) своего дяди, для уточнения композиции и перспективы. Камеру, принадлежавшую Каналетто, также представили на выставке:

Оптическая камера, принадлежавшая Каналетто,18 век. Дерево, стекло и зеркало, 38 x 24,2 x 22,5 см. Museo Correr, Венеция
Много ли видно в такое устройство и насколько оно облегчает работу художника, можно представить по видео ниже:
Изображение на экране камеры не даёт, как вы уже очевидно поняли, точных деталей. Поэтому художнику того времени умение хорошо рисовать для создания точных видов городов было крайне необходимо. Один из видов Лукки - площадь Сан-Мартино с собором - представлена на выставке картиной Беллотто и его же рисунком. Кураторы отмечают, что рисунок из Лондонской библиотеки позволяет понять, что Беллотто пользовался также компасом и линейкой.

Бернардо Беллотто. Площадь Сан-Мартино с собором, Лукка, 1740. Холст, масло, 50,8 х 72 см. York Art Gallery, Йорк

Бернардо Беллотто. Площадь Сан-Мартино с собором, Лукка, 1740. Бумага, перо и коричневые чернила, 25,3 х 36,8 см. British Library, Maps Room, Лондон
Кураторы выставки привлекли молодых фотографов для того, чтобы воспроизвести современный вид некоторых из мест, запечатлённых Беллотто. Одна из работ показана ниже - составной триптих (иначе, видимо, качественно заснять площадь с той же точки, что и на картине Беллотто невозможно):

Jacopo Valentini. San-Martino - фасад
Приведу ещё несколько фотографий из Викимедиа, чтобы было понятно, насколько сложно снимать эти архитектурные виды. На первом фото собор снят почти с той же точки, что и на картине:

На следующем фото - собор со стороны апсиды.

На рисунке Беллотто собор со стороны апсиды с монастырём выглядит так:

Бернардо Беллотто. Собор Сан-Мартино со стороны апсиды с монастырем, Лукка, 1740. Бумага, карандаш, перо и коричневые чернила, 24,8 х 37 см. British Library, Maps Room, Лондон
Ещё один вид со стороны апсиды - с колокольней. На рисунке у Беллотто:

Бернардо Беллотто. Собор Сан-Мартино со стороны апсиды с колокольней, Лукка, 1740. Бумага, карандаш, перо и коричневые чернила, 24,7 х 36,7 см. British Library, Maps Room, Лондон
А ниже - современное фото, которое я нашла в Викимедиа.

Вид на площадь дельи Антельминелли в Лукке на рисунке Беллотто:

Бернардо Беллотто. Сан-Джованни и Пьяцца дельи Антельминелли со стороны собора, Лукка, 1740. Бумага, карандаш, перо и коричневые чернила, 25,2 х 37 см. British Library, Maps Room, Лондон
И современное фото этой площади:

И ещё один вид Лукки - с церковью Санта-Мария Фориспортам. На рисунке у Беллотто:

Бернардо Беллотто. Санта-Мария-Фориспортам, Лукка, 1740. Бумага, карандаш, перо и коричневые чернила, 23,5 х 37,1 см. British Library, Maps Room, Лондон
Современное фото:

Виды Флоренции на выставке представлены четырьмя картинами Беллотто.

Бернардо Беллотто. Арно в сторону Понте алла Каррайя, Флоренция, 1743-1744. Холст, масло, 73,7 х 105,4 см. Fitzwilliam Museum, Кембридж

Бернардо Беллотто. Арно в сторону Понте Веккьо, Флоренция, 1743-1744. Холст, масло, 73,3 х 105,7 см. Fitzwilliam Museum, Кембридж
Понте Веккьо на современном фото приблизительно с той же точки, что и на картине:

Вид с Понте Веккьо на мост Санта-Тринита - картина из Музея изобразительных искусств в Будапеште:

Бернардо Беллотто. Арно от Понте Веккио до Понте Санта-Тринита и Понте алла Каррайя, Флоренция, 1740. Холст, масло, 62 x 90 см. Szépművészeti Múzeum, Будапешт
Есть даже детали: рыбаки и люди в гондоле -


Современное фото отличается точкой съёмки, но другого я не нашла:

И, наконец, - площадь Синьории в исполнении Беллотто - тоже картина из Будапешта.

Бернардо Беллотто. Площадь Синьории, Флоренция, 1740. Холст, масло, 61 x 90 см. Szépművészeti Múzeum, Будапешт
Journal information