Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Мадонна Литта и леонардески



7 ноября в Милане в музее Польди Пеццоли (Poldi Pezzoli) открылась выставка "Leonardo e la Madonna Litta". О прибытии "Мадонны Литта" итальянская пресса писала с восторгом:"Впервые за почти тридцать лет знаменитая картина Леонардо «Мадонна Литта» , один из величайших шедевров, хранящихся в Российском Эрмитаже, возвращается домой...", "выставка "Леонардо и Мадонна Литта", открытая до 10 февраля, событие, имеющее большое значение для города Милана". Газета La Repubblica и вовсе взяла почти детективный тон:"Прибыв в прошлый четверг после перелёта авиалайнером из Санкт-Петербурга в Милан с остановкой во Франкфурте анонимным фургоном в музей Польди Пеццоли, защитный ящик, который содержал драгоценную картину Леонардо да Винчи "Мадонна Литта", был открыл сегодня утром командой специалистов. После тщательного осмотра хранителями и реставраторами Миланского музея и Эрмитажа, картина была помещена в специальный бокс с кондиционером, построенный для проведения выставки, которая откроется в четверг, 7 ноября." Несколько фото ниже иллюстрируют этот захватывающий процесс.))



Кураторы этого выставочного проекта, посвящённого 500-летию упокоения Леонардо, - Пьетро С. Марани (Pietro C. Marani) и Андреа Ди Лоренцо (Andrea Di Lorenzo) представили "Мадонну Литта" в окружении картин, этюдов и рисунков, выполненных ближайшими учениками и помощниками из его мастерской - так называемыми леонардесками: Джованни Антонио Больтраффио (Giovanni Antonio Boltraffio), Марко д’Оджоно (Marco d’Oggiono), Маэстро делла Пала Сфорцеска (Maestro della Pala Sforzesca) и Франческо Наполетано (Francesco Napoletano).

Большая часть экспонатов разместилась в Salone dell'Affresco на первом этаже музея.


На картины на стендах взирает сверху - из-под арки - с портрета работы Джузеппе Мольтени - Джан Джакомо Польди-Пеццоли (Gian Giacomo Poldi Pezzoli), основатель музея.

Прибывшую драгоценную гостью разместили в соседней небольшой Stanza dei tessuti:


Леонардо да Винчи.Мадонна Литта, 1490—1491. Холст (переведена с дерева), темпера. 42 × 33 см.Эрмитаж

На боковом стенде поместили рисунки - этюды Больтраффио, практически повторяющие изображение Младенца и плащ Мадонны.


Джованни Антонио Больтраффио. Этюд головы Христа-младенца, около 1490-91. Бумага, тонированная голубым, металлический штифт, белила, 166 x 140 мм. Frits Lugt Collection, Fondation Custodia, Париж


Джованни Антонио Больтраффио. Этюд драпировок для Мадонны кормящей, около 1490-91. Бумага, тонированная голубым, металлический штифт, белила, 285 x 213 мм.Staatlichen Museen, Kupferstichkabinett, Берлин

Кураторы выставки, вслед за многими экспертами, считают автором (или по крайней мере соавтором) "Мадонны Литта" Джованни Антонио Больтраффио, и данные рисунки должны наглядно подтвердить их версию. Трудно, однако, утверждать что-либо спустя 500 лет после смерти Леонардо и тех испытаний, что выпали на долю его творений. Ни одна из его картин не имеет авторской сигнатуры, многие обрезаны, перенесены на другую основу и утратили коллекционные метки тех собраний, в которых они побывали. Рисунки могли быть выполнены как копии работы учителя - для использования в других композициях. Чем не версия?)) Тем более, что прямо на этой выставке похожих младенцев хватает. Но об этом позже. Конечно, в наше время есть много способов технологических исследований для подтверждения или опровержения версий экспертов. Многие из картин этой выставки были подвергнуты изучению в рентгеновских, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах - те, которые раньше не были исследованы. Но сравнивать результаты нужно с эталонными произведениями, а все они не имеют точной датировки и сигнатуры автора, как уже было упомянуто. "Мадонна Литта" происходит из миланской коллекции герцогов Литта и была куплена у герцога Antonio Litta Visconti Arese (1819-1866) в 1865 году. Из той же коллекции происходит Мадонна с младенцем Больтраффио, купленная в 1864 году Gian Giacomo Poldi Pezzoli.


Джованни Антонио Больтраффио. Мадонна с младенцем, около 1487-88, Дерево, темпера, 45,5х 35,6 см. Museo Poldi Pezzoli, Милан

Ещё два рисунка Больтраффио размещены на стенде рядом с Мадонной его работы.


Джованни Антонио Больтраффио. Этюд драпировок, перекинутых через парапет, 1487-90. Бумага, тонированная голубым, металлический штифт, белила, 251 x 186 мм. Christ Church College, Оксфорд


Джованни Антонио Больтраффио. Этюд женской головы, 1485-90. Бумага, тонированная серо-голубым, серебряный карандаш, белила. Christ Church College, Оксфорд

Мадонне Больтраффио повезло - она сохранила родную основу вместе с этикетками, инвентарными номерами и клеймом бывших владельцев. Поэтому историю её легко сравнить с архивными инвентарными записями и описаниями (фотографий в то время ведь не было!).



Оборотную сторону "Мадонны Литта" мы тоже можем посмотреть, благодаря фотографиям во время распаковки.



Практически сразу после покупки в 1865 году "Мадонна Литта" была переведена с доски на холст эрмитажным реставратором А.Сидоровым. Будто бы из-за плохой сохранности, но это могло быть и в профилактических целях - подобная практика была распространена в то время в музеях, чтобы избежать поражения доски древоточцем (возможно уже были в доске лётные отверстия). Как бы то ни было, картина утратила коллекционные метки и часть грунта (возможно с рисунком). На фото ниже видна этикетка на обороте рамы с прошлой выставки в Милане - в Палаццо Реале в 1990 году.



В качестве одного из аргументов в пользу авторства Леонардо для "Мадонны Литта" многие исследователи приводят рисунок Леонардо из Лувра.


Леонардо да Винчи. Этюд головы женщины, около 1488-90. Бумага, тонированная серым, металлический штифт, 179 x 168 мм. Кабинет рисунка, Лувр, Париж

Этот рисунок есть на выставке, но кураторы предусмотрительно поместили его подальше от "Мадонны Литта", а поближе повесили вот этот, чтобы сравнивать непохожий рисунок глаз.))


Леонардо да Винчи. Голова молодой женщины в профиль. Veneranda Biblioteca Ambrosiana, Милан

А рисунок из Лувра соседствует на стенде рядом с картиной неизвестного последователя Леонардо ломбардской школы. На фрагменте рядом видно, что в руке младенец сжимает сердце - достаточно натурально изображённое, чтобы вздрогнуть.))

Ломбардский художник. Мадонна, кормящая Младенца, около1500-1510, Дубовая доска, темпера, масло, 71,8х 59,9 см. Museo Poldi Pezzoli, Милан

Эту картину специально отреставрировали и исследовали для этой выставки, чтобы показать, насколько популярна была "Мадонна Литта", как часто ей подражали. Тип Мадонны, кормящей младенца, использован и в гравюре из Парижа - рядом на том же стенде.


Неизвестный ломбардский гравёр. Мадонна, кормящая Младенца, конец 15 в. Bibliothèque nationale de France, Париж

Изображение Мадонны,кормящей Младенца, было достаточно популярно в Ломбардии. На выставке представлена книга 1492 года с иллюстрацией - изображением такого типа.


Неизвестный ломбардский гравёр. Мадонна, кормящая Младенца, ксилография в книге Bernardino Busti, Mariale, Milano, Ulrich Scinzenzeler, 7 maggio 1492. Biblioteca Nazionale Braidense, Милан

Ещё один экспонат из коллекции Музея Польди Пеццоли был исследован и отреставрирован специально для этой выставки.


До 1837 года эта картина находилась в коллекции герцогов Литта, где считалась изображением путти. Ещё недавно так считали и в Музее Польди Пеццоли и полагали, что автор - подражатель Больтраффио (псевдо-Больтраффио). Но в ходе реставрации картину расчистили и исследовали. Выяснилось, что картину увеличили за счёт помещения её в углубление более поздней деревянной основы.

Марко д’Оджоно (Marco d’Oggiono). Голова Иисуса-младенца, около 1498-1500. Дерево, темпера, масло, 19,6x15,3 см. Museo Poldi Pezzoli, Милан

Первоначальная основа - из древесины грецкого ореха, которую часто использовал один из учеников Леонардо - Марко д'Оджоно (Marco d’Oggiono). Само изображение ребёнка сохранило вокруг головы золотые "лучи" - крестчатый нимб, который позволил определить, что это изображение Христа очень редкого иконографического типа - Иисус-младенец в виде Спасителя мира (Salvator Mundi). Изображение такого типа известно по гравюре Мартина Шонгауэра 1482 года.


Ещё две работы Марко д'Оджоно прибыли на выставку из частных коллекций. Младенцы на этих картинах очень похожи на младенца с рисунка Больтраффио и "Мадонны Литта".


Марко д’Оджоно (Marco d’Oggiono). Мадонна с фиалками, около 1495-1498. Холст (переведена с дерева), масло, 57,1 x 42,5 см. Коллекция графини Nadia de Navarro, Glen Head (штат Нью-Йорк)


Марко д’Оджоно (Marco d’Oggiono). Мадонна, обнимающая ребёнка, около 1516. Дерево, масло(?). Collezione Cerruti del Castello di Rivoli Museo d’Arte, Турин

Работу Франческо Наполетано, известного также под именем Франческо Галли из Пинакотеки ди Брера перед выставкой также внимательно исследовали.



Francesco Napoletano (Francesco Galli). Мадонна с младенцем, около 1490-1500. Дерево, масло, 41 x 30 см. Pinacoteca di Brera, Милан

Мадонна из Цюрихского музея тоже приписывается Франческо Наполетано, но младенец здесь больше похож на младенца "Мадонны Бенуа".


Francesco Napoletano (аttributed). Мадонна с младенцем, около 1495-1500. Дерево, масло, 37,5 x 29 cм. Kunsthaus, Цюрих

Мадонна из Берлинского музея написана неизвестным ломбардским художником с условным именем Maestro della Pala Sforzesca. Она очень необычна по рисунку и пластике, не зная о ней ничего, я бы решительно отнесла бы её к последователю Кранаха.)))


Maestro della Pala Sforzesca. Мадонна с младенцем, 1500-1510. Тополевая доска, темпера (?), 43 x 28,9 cм. Gemäldegalerie der Staatlichen Museen, Берлин

В завершение обзора приведу ещё два экспоната: рисунок из Пинакотеки ди Брера с изображением Головы Богоматери и Мадонну неизвестного ломбардского художника, удивительно похожую на рисунок из Пинакотеки. Не случайно кураторы поместили их на стенде рядом.


Голова Богоматери. Pinacoteca di Brera, Gabinetto dei disegni e stampe, Милан


Ломбардский живописец круга Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем. Дерево, масло, около 1500-1508. Palazzo Borromeo, Isola Bella

Выставка готовилась долго и тщательно и предоставляет возможность узнать много новой информации о Леонардо и художниках его круга.

UPD Благодаря внимательным зрителям, а конкретно - vincenati, можно опровергнуть описание отреставрированной картины на сайте Музея Польди Пеццоли: в руке Младенец сжимает не сердце, а птичку. На сей раз - не щегла.))) Вот увеличенный фрагмент


Tags: Живопись, Искусство, Картинки с выставки, графика, дебри атрибуции, рисунки и акварели
Subscribe

Posts from This Journal “дебри атрибуции” Tag

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments