Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Магия Дюрера


Заглянуть в глаза знаменитому зайцу и полюбоваться травками, увидеть редко выставляемые рисунки, наброски и эскизы - любители и знатоки творчества Дюрера выстраиваются в длинную очередь всякий раз, когда венская галерея Альбертина показывает его работы из своих фондов. На выставке "Albrecht Dürer", которая открылась в Альбертине 19 сентября и продлится до 6 января 2020 года, показаны не только 137 рисунков и гравюр из фондов галереи, но также картины, рисунки, личные письма и редкие документы - всего 200 экспонатов - из других музеев мира. На фото ниже: куратор выставки и хранитель Альбертины Christof Metzger осматривает состояние сохранности прибывшего на выставку из музея Прадо портрета.



Картинка кликабельна
Портрет неизвестного в берете, 1521. Дерево, масло, 50х36 см. Museo del Prado, Мадрид

Кураторам выставки хотелось как можно более полно показать универсальность гения Дюрера, слава которого "перешагнула" границы его времени и его родины. Живой интерес Дюрера к изучению мира и постоянное оттачивание мастерства с ранней юности до последних лет делают его наброски, рисунки-штудии и эскизы к картинам и росписям не просто рабочим материалом из мастерской художника (интересным только специалистам), а настоящими шедеврами, способными заворожить и вовлечь в свой мир самого неискушённого зрителя.

Разделы выставки посвящены отдельным темам и периодам творчества Дюрера, а прибывшие из других музеев картины на выгородках создают в каждом из разделов нужный настрой. По соседству с портретом из Прадо на стене помещены портрет Якоба Муффеля из берлинского музея, бургомистра Нюрнберга, заказчика и друга Дюрера, и графический портрет жены Дюрера Агнес в виде святой Анны.

Картинка кликабельна
Портрет Якоба Муффеля, 1526. Дерево (переведена на холст), масло, 48х36 см. Gemäldegalerie, Берлин


Агнес Дюрер в виде Святой Анны (этюд к картине «Святая Анна и Мария с младенцем»), 1519. Бумага тонированная, кисть серым и чёрным тоном, белила, 39,5 x 29,2 cм. Albertina, Вена

Агнес позировала мужу для этой картины из музея Метрополитен

На той же стене рядом с этими работами - изображения апостолов св. Филиппа и св. Иакова из галереи Уффици. Соседство это не случайно: кроме того, что один из апостолов - тёзка бургомистра Муффеля, размеры и формат этих трёх картин, переведенных когда-то с досок на холсты, очень близки. Это наводит исследователей на мысль, что апостолы писались по заказу Якоба Муффеля.


Апостолы св. Филипп и св. Иаков. Холст, темпера, 45x38 and 46x37 см. Galleria degli Uffizi, Флоренция

Родной город художника представлен на выставке акварелью Дюрера из фондов Альбертины.

Сухой док в Нюрнберге, около 1496. Перо чёрным тоном, акварель, 15,9 x 32,3 cм. Albertina, Вена

Из Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде прибыла на выставку картина "Христос среди книжников".

Кликабельно
Христос среди книжников, 1506. Тополёвая доска, масло, 64,3 x 80,3 см. Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Мадрид

Альбертина представила графические этюды, которые Дюрер использовал для этой картины:


Голова Иисуса (Деталь к картине «Христос среди книжников»), 1506. Бумага тонированная, кисть чёрным и серым, отмывка серым, белила, 27,3 x 21 cм. Albertina, Вена


Этюд рук, 1506. Бумага, кисть серым и чёрным тоном, отмывка серым, 20,7 x 18,5 см. Germanisches Nationalmuseum, Нюрнберг


Рука с книгой, 1506. Этюд к картине «Христос серди книжников». Бумага голубая, кисть серым тоном, белила, 19,1 x 25,2 cм. Albertina, Вена

Из галереи Уффици прибыло "Поклонение волхвов", написанное Дюрером по заказу саксонского курфюрста Фридриха III.


Поклонение волхвов, Дерево, масло, 99 x 113,5 см. Galleria degli Uffizi, Флоренция

В образе высокого волхва с длинными волосами и великолепным золотым кубком в руках - сын ювелира Альбрехт Дюрер.))) А вот фрагмент для любования мастерством:



Художники того времени часто изображали себя в картинах, и отнюдь не всегда просто для того, чтобы показать, кто автор: иногда из экономии на моделях (вот ещё жёны для этой же цели были под рукой). В картине из Музея истории искусств в Вене, написанной для того же саксонского курфюрста, Дюрер изобразил себя беседующим со своим другом Конрадом Цельтисом посреди сцены убийства 10 тысяч мучеников (!) на фоне замечательно написанного пейзажа (образец живописи "дунайской школы"):

Кликабельно
Мученичество десяти тысяч, 1508. Дерево (переведена на холст), масло, 99 × 87 см, Kunsthistorisches Museum, Вена

Из того же венского музея - трогательный образ Марии с младенцем (Мадонна с грушей).

Кликабельно
Мария с младенцем, 1512. Липовая доска, масло, 49,3×37,4×2,8 см. Kunsthistorisches Museum, Вена

Рядом с этой Марией - рисунок углём из фондов Альбертины.


Мария с младенцем (Кормящая),1512. Бумага, уголь, 41,8 x 28,8 cм. Albertina, Вена

Из Лиссабона на выставку прибыла картина "Святой Иероним".

Кликабельно
Святой Иероним,1521. Дубовая доска, масло,59,5х48,5 см. Museu Nacional de Arte Antiga, Лиссабон

В экспозиции к этой картине представлены графические этюды:


Портрет 93-летнего мужчины, 1521. Этюд к картине «Святой Иероним». Бумага, серо-фиолетовый грунт, кисть чёрным и серым тоном, белила, 41,5 x 28,2 cм. Albertina, Вена


Этюд рук к картине «Святой Иероним», 1521. Бумага, тонированная, кисть чёрным, гуашь, 39,3 x 28,3 cм. Albertina, Вена

Дюрер с юности мечтал быть именно живописцем, даже отца-ювелира уговорил отпустить его из своей мастерской в учение к Михаэлю Вольгемуту. А вот деньги пришлось зарабатывать на гравюрах, которые давали стабильный доход, особенно после того, как император Максимилиан I даровал ему привилегию (лицензию) на печатание гравюр - до этого на копиистов, наживавшихся на созданных им композициях, не было никакой управы. Максимилиану I, покровителю и заказчику Дюрера, посвящён целый раздел выставки. На фото ниже девушка разглядывает огромную ксилографию с изображением Триумфальной арки, которая должна была стать украшением стены в городской ратуше Нюрнберга, но не стала из-за отсутствия средств у императора (городской Совет Нюрнберга платить не хотел).



Ниже - ксилография, выполненная самим Дюрером и художниками его мастерской:


Дюрер и мастерская (Albrecht Altdorfer, Hans Springinklee, Wolf Traut), печатник Raphael Hofhalter. Триумфальная арка императора Максимилиана I,1515. Отпечатано в Вене в 1559. Цветная гравюра на дереве из 195 печатных блоков на 36 листах инфолио, 340,9 x 292,2 cм. Albertina, Вена

На следующем фото девушка в берете разглядывает портрет Максимилиана и этюд его рук для живописного портрета из Музея истории искусств.



Ниже - эти рисунки из фондов Альбертины:


Император Максимилиан I, (1459-1519), 1518. Бумага, чёрный мел или уголь, сангина, белила (мел?), 38,1 x 31,9 cм. Albertina, Вена


Руки императора Максимилиана I с гранатом, 1519. Этюд к портрету Максимилиана. Бумага, чёрный мел, 15,2 x 14,6 cм. Albertina, Вена

Руки с гранатом можно сравнить здесь

Вот ещё руки Максимилиана


Руки императора Максимилиана I (Деталь к картине "Rosenkranzfest"), 1506. Бумага тонированная, кисть серым тоном, белила, 22,3 x 25,4 cм. Albertina, Вена

Длинная ксилография, подцвеченная акварелью, (на фото ниже) была использована в качестве эскиза к росписи городской ратуши в Нюрнберге.


Совет Нюрнберга всё же ценил императора Максимилиана, благоволившего к Нюрнбергу, в отличие от Карла Великого, поэтому раскошелился на заказ росписей в честь Максимилиана - уел, так сказать, Карла Великого посмертно, хоть и не навсегда. Триумфальная колесница императора и аллегорическая сцена "Клевета Апеллеса" - сюжет, известный только по описаниям утраченной картины легендарного древнегреческого живописца - действительно до 18 века украшали стены городской ратуши Нюрнберга, потом их заново переписали (подновили), после чего от Дюрера там ничего не осталось. Во время Второй мировой ратуша была разрушена бомбёжками, восстановили только стены - довоенные росписи сохранились в виде фотографий, из которых во время экскурсий устраивают слайд-шоу на стенах главного зала. Таким образом, ксилография Дюрера - эскиз утраченной росписи.


Большое триумфальное шествие, 1518. Бумага, перо коричневым тоном, акварель, 45,5 x 250,8 cм. Albertina, Вена

А этот рисунок - этюд к композиции "Клевета Апеллеса".


Клевета Апеллеса, 1522. Бумага, перо чёрным тоном, 15,1 x 44 cм. Albertina, Вена

Из музея Нюрнберга в экспозиции представлена картина "Геракл и стимфалийские птицы".


Геракл и Стимфалийские птицы, 1500. Дерево, масло, 87 × 110 см. Germanisches Nationalmuseum, Нюрнберг

А из музея Klassik Stiftung в Веймаре - натурная штудия 1509 года (приблизительно) - автопортрет в обнажённом виде. Покажу здесь, чтобы не вызывать нареканий у модераторов.

Из Лондонской картинной галереи прибыл ещё один святой Иероним:


Святой Иероним, около 1496. Грушевая доска, масло, 23,1 x 17,4 cм. National Gallery, Лондон

Когда-то эта картина была атрибуирована Дюреру на основании найденной кальки с одного из нарисованных им львов. Похожий лев - на фото ниже.


Лежащий лев, 1521. Из нидерландского альбома. Бумага, серебряный карандаш, белила, 13,5х19,6 см. Albertina, Вена

Ниже - знаменитая гравюра на меди Дюрера "Иероним в келье".


Иероним в келье, 1514. Гравюра на меди, 25 × 19,1 cм (по фацету). Albertina, Вена

Лондонская картина выставлена в стеклянной витрине, потому что она двусторонняя.



На оборотной стороне - изображение кометы.



Из Лондона на выставку прибыла работа художников из мастерской Дюрера - известная "Мадонна с ирисом". Она стала центром раздела выставки, где размещены акварели Дюрера с изображением цветов.



Девушка на фото разглядывает "Ирис" из бременской Кунстхалле:


Голубой ирис, около 1503. Бумага, перо, тушь, акварель, телесный тон, 77,5х31,3 см. Kunsthalle, Бремен

Из коллекции самой Альбертины - фиалка, водосбор и чистотел. Уже не раз отмечалось, что ботанические штудии Дюрера - это не просто точные изображения растений, каких много. Им присуща "манкость", какое-то магическое очарование, притягивающее взгляд зрителя надолго.


Фиалка. Пергамент на картоне, кисть, акварель, гуашь, белила, 11,5 x 10,2 cм. Albertina, Вена


Водосбор, 1495-1500 (?) Пергамент, акварель, гуашь, белила, 35,5 x 28,7 cм. Albertina, Вена


Чистотел, 1495-1500 (?) Пергамент, акварель, гуашь, белила, 28,7 x 14,9 cм. Albertina, Вена

Добрались, наконец, до Марии со множеством зверей - эскизу, где кроме зверей есть много разных трав. На фрагментах можно разглядеть и сов, и лебедей, и попугая, и аиста перед Иосифом, и лису, и льва, похожего на стриженного пуделя, и жука, и бабочек, и стрекозу - наслаждайтесь!


Мария среди множества животных, около 1503. Бумага, перо чёрно-коричневым тоном, акварель, 31,9 x 24,1 cм. Albertina, Вена



Заглянуть в глаза зайцу мечтают все почитатели Дюрера, я тоже мечтала, но мне не довелось: все акварели, уязвимые для долгого экспонирования, постоянно хранятся в фондах, а в залах выставлены факсимильные копии знаменитого Зайца, Дёрна и Крыла сизоворонки. На фото ниже директор Альбертины Клаус Альбрехт Шрёдер и хранитель Кристоф Метцгер извлекают Зайца из папки, где он хранится.



Я была очень расстроена в 2011 году, не увидев Зайца, хотя посмотрела много редких работ Дюрера из Альбертины на выставке в Музее истории искусств. Написан он поистине искусно.


Заяц-русак, 1502. Бумага, акварель, гуашь, белила, 25 x 22,5 cм. Albertina, Вена

Каждая шерстинка прорисована отдельно, а в глазу зайца отражается окно студии Дюрера.



Гордость Альбертины экспонируется рядом с двумя другими популярными акварелями - это трио известно на весь мир.

Кликабельно
Большой кусок дёрна, 1503. Бумага на пергаменте, акварель, телесный цвет, белила, 40,8х31,5 см. Albertina, Вена


Крыло синей сизоворонки, около 1500. Пергамент, акварель, гуашь, белила, золото, 19,6 x 20 cм. Albertina, Вена

Есть в экспозиции выставки и сизоворонка целиком:


Мёртвая синяя сизоворонка, около 1500. Пергамент, акварель, гуашь, белила, золото, 27,4 x 19,8 cм. Albertina, Вена

Из Британского музея прибыла акварель "Морда быка" - расположена рядом с трио топ-экспонатов.


Морда быка, 1527. Бумага, акварель, 19,7 x 15,8 cм. British Museum, Лондон

Оттуда же прибыл вид на замок в Тренто.


Замок в Тренто, 1495. Бумага, акварель, 19,8х25,7 см. British Museum, Лондон

Альбертина выставила свои архитектурные акварели - виды Инсбрука.


Инсбрук с севера, около 1495. Бумага, акварель, гуашь, белила, 12,7 x 18,7 см. Albertina, Вена


Двор замка в Инсбруке, около 1495. Бумага, чёрный грифель, акварель, гуашь, белила, 33,5 x 26,2 cм. Albertina, Вена


Двор замка в Инсбруке, около 1495. Бумага, чёрный грифель, акварель, гуашь, белила, 36,8 x 26,9 cм. Albertina, Вена

Много интересной графики предоставила на выставку Вашингтонская национальная галерея. Самые выразительные, пожалуй - Книжная иллюстрация и Портрет девушки в нидерландском платье.


Пасторальный пейзаж с пастухами, играющими на виоле и флейте Пана, 1496/1497. Акварель, перо, тушь, золото – вставка на страницу 1 первого издания Идилса Мануция «Идиллии Феокрита» и других текстов (Венеция, февраль 1496 г.) 31 x 20,3 см. National Gallery of Art, Вашингтон



Кликабельно
Молодая женщина в нидерландском платье, 1521. Бумага, серо-фиолетовый грунт, кисть коричневым тоном, белила, 28,3х19,8 см. National Gallery of Art, Вашингтон

Дюрер искусно владел всеми инструментами и техниками рисунка. В его рисунках часто встречается "серебряный карандаш" - так раньше называли инструмент с немецким названием Silberstift или английским silverpoint, которое сейчас Вики переводит как "серебряная игла". На самом деле это действительно штифт - кусок серебряной проволоки, закреплённой в деревянной ручке - на карандаш относительно похоже, а на иглу нет, потому что кончик штифта закруглён, чтобы не царапать бумагу, или заточен под 45 градусов - разные по толщине линии рисовать. На фото ниже - примеры.



Серебряным штифтом выполнен автопортрет Дюрера в 13-летнем возрасте.

Кликабельно
Автопортрет, 1484. Бумага, серебряный карандаш, 27,5х19,6 cм. Albertina, Вена

Бумагу под рисунок серебряным штифтом грунтовали в то время костяной мукой на клею. Рисунок выходил бледно-серым, а со временем от окисления становился коричневатым. Исправить неточные линии было нельзя - они не стирались. Поэтому рисунок серебряным штифтом требовал уверенной руки. Впрочем перо - тогда чаще всего тростниковое - тоже не позволяло особенно править рисунки. Ниже - представленные на выставке "Моя Агнес" - лёгкий и стремительный набросок пером - и три этюда левой руки Дюрера. На нижнем изображении второго рисунка можно поудивляться указательному пальцу с четырьмя фалангами(!). Видимо Дюрер начал рисовать с верхней фаланги - ногтем к зрителю, а потом бросил и нарисовал кисть тыльной стороной к зрителю.)))


062 Моя Агнес (Агнес Дюрер), 1494. Бумага, перо чёрным тоном, 15,7 x 9,8 cм. Albertina, Вена


Три этюда левой руки Дюрера, 1493/94. Бумага, перо коричневым и чёрным тоном, 27 x 18 cм. Albertina, Вена

Ещё один рисунок - так называемым чёрным мелом, разновидностью сланца, - портрет африканца.


Портрет африканца, 1508. Бумага, чёрный мел, 31,8 x 21,7 cм. Albertina, Вена

Знаменитые "Руки молящегося" выполнены кистью на бумаге, затонированной синим цветом - как многие из уже приведенных выше рисунков.


Руки молящегося, 1508. Бумага тонированная, кисть серым и чёрным тоном, белила, отмывка серым тоном, 29,1 x 19,7 cм. Albertina, Вена

Многочисленные гравюры на дереве и на меди, принесшие Дюреру не только относительное материальное благополучие, но и международную славу (благодаря переизданиям и широкому распространению его композиций) дополняют материалы выставки.



Всадники Апокалипсиса из фондов Альбертины:

062 Моя Агнес.png
Всадники Апокалипсиса, 1497/98. Ксилография, 39 × 28,1 cм (размер доски). Albertina, Вена

Известный публике фантастический носорог в панцире и с рогом на спине представлен в двух экземплярах: с одной доски и с двух досок - в зелёном тоне.


Носорог, 1515. Ксилография, 23,6 x 30 cм. Albertina, Вена


Носорог, 1515. Ксилография с двух досок, печатник - Willem Janszoon Blaeu, 21,3 × 29,9 cм. Albertina, Вена

Из гравюр резцом на меди самые известные - "Рыцарь, Смерть и Дьявол", "Адам и Ева" и "Меланхолия" - конечно тоже представлены в экспозиции.


Рыцарь, Смерть и Дьявол, 1513. Гравюра на меди, 24,8 × 19,2 cм. Albertina, Вена


Адам и Ева, 1504. Гравюра на меди, 25,2 × 19,5 cм (по фацету). Albertina, Вена


Меланхолия, 1515. Гравюра на меди, 24,2 x 19,1 cм (по фацету). Albertina, Вена

Конечно, я упомянула не все экспонаты - всё показать невозможно в одном обзоре.

Дополнить своё представление о выставке можно на видео от кураторов Альбертины:

Tags: Дюрер, Живопись, Искусство, Картинки с выставки, графика, рисунки и акварели
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Гравировка в художественном стекле

    Так называется выставка, представленная в Музее Художественного стекла на Елагином острове. Помимо "морозных узоров" на стекле разных форм и…

  • Тоскана глазами венецианца

    В Лукке завершила свою работу выставка "Бернардо Беллотто. 1740, Путешествие в Тоскану", которая открылась ещё 12 октября прошлого года. Кураторы…

  • Арт-Нуво в Турине

    Альфредо Мюллер. Павлины, 1903. Цветная литография, 68,5х 158 см. Частная коллекция, Лондон В Турине продолжается выставка “Art Nouveau. Il…

  • Мадонна Литта и леонардески

    7 ноября в Милане в музее Польди Пеццоли (Poldi Pezzoli) открылась выставка "Leonardo e la Madonna Litta". О прибытии "Мадонны Литта" итальянская…

  • Милан вспоминает...

    Quartiere Sant'Ambrogio © Archivio Ernesto Fantozzi Фотография "Квартал Сант-Амброджо" Эрнесто Фантоцци - один из экспонатов выставки "Milano…

  • Сезон вернисажей в разгаре

    Октябрь оживляет выставочную деятельность музеев и галерей. В Киевской национальной картинной галерее открылась выставка "Диалог через столетия" -…

  • Туфли и томик Пруста

    Первое издание романа Марселя Пруста и туфли, изготовленные "Hellstern & Amp Sons" около 1900 года, из Palais Galliera (Париж) - один из визуальных…

  • Альбарелли, фьяски, чаши...

    ...а также блюда и тарелки представлены на выставке "Майолика Возрождения", которая открылась неделю назад в Турине в Palazzo Madama. Более двухсот…

  • Пейте кошки молоко!

    Реклама стерилизованного молока - с прошедшей в ГМИИ выставки "Афишемания". Автор - известный график Теофиль-Александр Стейнлен (Théophile-Alexandre…

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments