Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Вернуть ангелу настоящее крыло - и позолотить!



В музее Прадо готовятся к масштабной выставке “Fra Angelico and the Rise of the Florentine Renaissance” (Фра Анжелико и восход Флорентийского Возрождения), которая откроется 28 мая. Главным экспонатом выставки станет всемирно известное "Благовещение" Фра Анжелико, которое было написано для монастыря Сан-Доменико во Фьезоле. К выставке картину исследовали и провели реставрацию, в ходе которой открылось много интересного. До реставрации эта хрестоматийная картина в истории искусства выглядела вот так:


Фра Анжелико. Благовещение, 1425 - 1426. Дерево, темпера, золочение, 190,3х191,5 см. Прадо, Мадрид

Первоначальной целью реставрации было - освежить колорит картины, очистив её от накопившихся поверхностных загрязнений. Картину предварительно подвергли технологическим исследованиям и провели съёмку в УФ, ИК и рентгеновском диапазонах излучения.




Фото флуоресценции в видимом диапазоне УФ


Рентгенограмма

В ходе последней реставрации в 1943-45 годах, укрепляли доски основы, которые разошлись посередине между 2-й и 3-й досками, образовав щель (видна на рентгенограмме выше). Из-за этого когда-то были утрачены живописный слой, грунт и позолота вдоль щели между разошедшимися доскам. Основа в нынешнем состоянии картины опасений не вызывала, а вот реставрационные записи масляными красками в местах утрат по линии разошедшихся досок основы изменили с тех пор свой цвет. Поверхностные загрязнения сделали картину более тёмной и плоской, лишив её первоначальной пространственной глубины и объёма. Особенно заметно это было на участках написанных ляпис-лазурью - на плаще Марии, в частности.



Живопись яичной темперой уязвима для водных растворов, а "Благовещение" к тому же утратило со временем и после реставрационных вмешательств защитный лаковый слой. Поэтому водный раствор для очистки поверхностных загрязнений смешали с силиконовым гелем, который создал защитный барьер для живописного слоя. На фото ниже - удаление загрязнений на разных участках кистью и силиконовым гелем на водной основе.



Удаление остатков геля ватным тампоном.



После удаления загрязнений колорит значительно посветлел, пространство картины за счёт этого стало глубже и "наполнилось светом". Капители колонн портика и другие "мраморные детали" из грязно-серых стали сияюще-белыми.


Фрагмент до и после очистки.

После удаления серой вуали загрязнений стала видна разница между авторской живописью и участками реставрационных записей масляными красками. Их предстояло удалить. Больше всего записей было, конечно, вдоль образовавшейся когда-то щели между досками основы.



Значительный участок записей был на тунике Адама, где когда-то картину обожгло пламя свечи. На старом фото - вид этого участка до реставрации 1943 года.



Кроме того, реставрационные записи исказили силуэт ближнего крыла ангела, из-за чего изгиб крыльев стал асимметричен.



Крылья ангела выполнены в сложной технике золочения по рельефному левкасу с прорезанным рисунком перьев. Когда механически был удалён слой записей на этом участке открылась позолота, нанесенная реставраторами на месте утраты авторской позолоты и левкаса (в данном случае - гипсового грунта на животном клее).



Реставрацией позолоты на этом участке предстояло заняться реставратору Хемме Гарсия (Gemma García), а пока реставратор живописи Альмудена Санчес Мартин (Almudena Sánchez Martín) продолжила работу с живописным слоем. Был укреплён живописный слой на участках, где соединение его с грунтом было ослаблено.



Все места утрат были заполнены реставрационным левкасом той же рецептуры, что и авторский грунт.



Затем эти участки затонировали акварелью максимально близко к тону авторской живописи и покрыли натуральным даммарным лаком.



После высыхания лакового слоя цвет тонированных участков дополнительно покрыли прозрачным слоем акварели до нужного тона.



Теперь настал черёд реставратора позолоты. Снова - удаление реставрационных правок.



Подведение грунта в местах утрат.



Слева и справа от бывшей щели не было ни рельефа с прорезанным рисунком перьев, ни позолоты. Вместе с другим специалистом-графиком была проведена цифровая реконструкция этого участка, поскольку ни форма перьев на крыле, ни внутренний рисунок пера не повторялись ни разу. Затем для реконструкции на оригинале была сделана модель этого участка, на которой реставратор отработала технику воссоздания рельефа и нанесения на него болюсного красного слоя под позолоту.



После отработки на модели реставратор выполнила те же операции на оригинале.



Затем строго в границах утраты была нанесена позолота.



Новая позолота сильно блестела и, конечно, отличалась от старой. Реставратор затонировала этот участок, предварительно снова потренировавшись на модели.



Кроме этого участка, восполнение позолоты было сделано на орнаменте рукава ангела и на фрагменте с лучами и летящим голубем.





Вот как последний фрагмент выглядел до реставрации и после.



А вот как до и после реставрации выглядел ангел - обратите внимание на изменение конфигурации крыла!


Общий вид картины после реставрации - ниже (без пределлы)



На видео с сайта Музея Прадо можно посмотреть, как реставрировали живопись и позолоту.





Tags: Живопись, Музейное закулисье, Прадо, реставрация
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments