Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Комод, бюро и кабинет - три в одном


Бюро-кабинет, начало 18 в. Дерево (липа, тополь, дуб, ольха, сосна), зеркальное стекло, бронза, железо, левкас, бумага, полихромная роспись, золочение, серебрение, резьба, гравировка

В коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко есть венецианский бюро-кабинет, который можно отнести к типу высокого секретера, сформировавшегося в производстве мебели в 17 веке. Нижняя часть такого секретера представляла собой уже хорошо известный в то время комод с широкими выдвижными ящиками. Только завершался такой комод не столешницей, а откидной наклонной крышкой, за которой скрывались ниши и ящички для письменных принадлежностей, сама же откинутая крышка превращалась в поверхность письменного стола - к комоду присоединилось бюро. Верхняя часть такого секретера была съёмной, что было удобно при переноске, и являлась развитой формой кабинета - в прошлом невысокого, но широкого сундука с ручками и откидывающейся передней стенкой, за которой размещались многочисленные ящички разных размеров и форм и тайники для секретной переписки. Откидная стенка такого сундука-кабинета опиралась на выдвинутые из углублений в нижних углах брусья-консоли и служила поверхностью для письма. В путешествиях сундук надёжно запирался на надёжный замок, а во время остановок его можно было водрузить на какой-нибудь стол или просто козлы. Преобразованной из сундука-кабинета верхней части высокого секретера откидная крышка для письма уже была не нужна, поскольку для письма была крышка в дуэте бюро-комод, а вот ящиков, ниш и тайников за створками секретера было предостаточно!

Секретер был приобретён Богданом Ханенко, но подробностей о его происхождении не сохранилось. Есть только архивное фото Красной гостиной в особняке Ханенко, где виден этот экспонат.



На внешней стороне створок секретера тогда были зеркала с гравированным рисунком Дианы-охотницы - поздние, явно 19 века, установленные, возможно, самим антикваром или прежним владельцем.



В ходе реставрации секретера поздние зеркала были удалены и теперь секретер в закрытом виде выглядит вот так:



Под удалёнными зеркалами видна полихромная роспись - имитация мрамора, такие же "мраморные" вставки в фигурных виньетках размещены по боковым сторонам секретера, на крышке бюро и на ящиках комода. Над арочными завершениями "зеркал" и по карнизу размещены изображения скульптурных портретов Двенадцати цезарей, в декоре по фасаду и боковым частям - арабески с военными трофеями и надписями S.P.Q.R. (Senatus Populus que Romanus - Сенат и граждане Рима).

За открытыми створками изображения с бюстами цезарей тоже присутствуют, но главный сюжет здесь - вид из окон дома воображаемой виллы на великолепный парк - с павильоном-аркой в центре водоёма и лестницами с лёгкими белыми балюстрадами, сбегающими к полукруглому театру со скульптурами в нишах и пиниям в глубине парка за ними.



В нишах между сдвоенными колонками арки старые зеркала, к сожалению, не сохранились, а современные зеркала в верхнем ряду отражают гобелены на стенах Золотого кабинета - зала искусства рококо (что очень красиво и уместно) и посетителей в зале в нижнем ряду зеркал (что совсем не к месту, но ничего не поделаешь!).

Вот поближе изображения на левой и правой створках.



Над сдвоенными колонками за дощечками с изображениями бюстов скрываются тайники , а выше - на карнизе между ярусами арки - размещены маленькие ящички. Фото - до реставрации, так что не удивляйтесь состоянию экспоната. И в дальнейшем все фото с плохой сохранностью - это виды внутренностей секретера до реставрации.



Поверхности за колонками - тоже створки, за ними открывается вот такой вид.



Это промежуточный вариант, если открыть следующие створки - получится изображение библиотеки.



Книги изображены на полках свободно стоящими, тома переставлены не по порядку, словно владелец этой воображаемой библиотеки активно читает.)) Среди томов на полках - произведения Плутарха и Ксенофонта, св. Августина Блаженного, Дионисия Галикарнасского, Диона Кассия, Полибия Африканского, Диодора Сицилийского и других - менее известных историков и философов древности. Между книгами на раскрытых створках - ниши, куда можно было много всего спрятать.)))

За откидной крышкой бюро видна панель, которую можно поднять и задвинуть в глубину.



За панелью открывается вот такой вид: створки тайников не прикреплены - фото до реставрации...



Если створки открыть - здесь тоже появятся изображения книг - небольшого формата...



Таким образом секретер представлял три основных варианта внешнего вида, так сказать: с закрытыми створками - условная история Рима, с открытыми - изображение парка, с открытыми тайными нишами - библиотека. На фото ниже - отреставрированный секретер на одной из музейных выставок, посвящённых искусству Венеции с открытыми створками и крышкой бюро и полуоткрытыми нишами-тайниками...


Tags: Искусство, музей Ханенко, ремесло и искусство
Subscribe
promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments