Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Приметный слон и обретение "Вина..."


Снежный лес лапами елей мохнатых
Обнимет, властно захватит
Морозным дыханьем своим…
В небе чистом тихо звезда взойдёт,
Месяц ясный тропинкой,
Протоптанной в детство,
В сказку тебя уведёт…

В сочельник хочется сказки и чудес. Удивительно то, что чудеса в наши дни случаются. Настоящим чудом стало появление в 2009 году в стенах музея Прадо в Мадриде картины Брейгеля Старшего, известной прежде только по описаниям. Брейгель писал не только на дубовых досках - как и его современники, он писал на холстах, очень тонких, почти как папиросная бумага. Не удивительно, что таких холстов сохранилось всего четыре, включая заново обретённый в музее Прадо. Написаны все эти картины на холстах не масляными красками, а клеевой темперой - красками, затёртыми на мездровом клее. Такую живопись не покрывали лаком, и она оставалась матовой. Из недостатков такой живописи, кроме непрочности холстов, самым существенным остаётся плохая связь красочного слоя и холста, к тому же писал Брейгель прямо по холсту - без грунта, подготовительного рисунка и подмалёвка. Тем большим чудом выглядит то, что эти четыре холста после более 450 лет существования в самых разных условиях дожили до наших дней. Но обо всём по порядку - начнём со слона.



Слон этот - фрагмент картины Брейгеля Мужицкого "Поклонение волхвов" из Королевского музея искусств Бельгии в Брюсселе.

Кликабельно
Поклонение волхвов. Холст, темпера клеевая, 122х168 см. Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Брюссель

На фрагменте со слоном видно тонкое плетение холста, а на фото ниже видны кромки - хрупкие, как и весь старый холст, с многочисленными утратами.



Тёмные кромки выглядят рамой, и сама картина в целом напоминает тканую шпалеру. В те далёкие времена была мода на такие живописные заменители гобеленов, исследователи полагают, что сама техника клеевой темперы на холсте без грунта - следствие заказов на имитацию шпалер. По поводу авторства этой трогательной рождественской сцены у части искусствоведов есть сомнения, какие именно - пока не нашла, но возможно данные появятся после публикации материалов симпозиума, прошедшего в декабре 2018 года в Вене - как итог выставочного проекта "Once in a lifetime"

Ещё два холста Брейгеля Старшего находятся в Музее Каподимонте в Неаполе. Это хорошо известные "Притча о слепых" и "Мизантроп".

Кликабельно
Притча о слепых, 1568. Холст, темпера клеевая, 86 × 154 см. Музей Каподимонте, Неаполь

Кликабельно
Мизантроп, 1568. Холст, темпера клеевая, 86х85 см. Музей Каподимонте, Неаполь

Тайны этих двух картин раскроем после публикации материалов симпозиума, а пока обратимся ко вновь обретённой картине "Вино на день св. Мартина". Картина упоминалась в инвентарной описи мантуанских герцогов Гонзага 1626-1627 годов. Но позднее была куплена за 800 дукатов испанским послом при папском дворе и вице-королём Неаполя 9-м герцогом Мединаселли. Вот он на портрете работы Вуэ.


Жакоб Фердинанд Вуэ. Портрет Луиса Франсиско де ла Серда, IX герцога Мединаселли, около 1684. Холст, масло, 231х173 см. Музей Прадо, Мадрид

Картина "Вино на день св. Мартина" оставалась в коллекции семьи Мединаселли вплоть до смерти последнего герцога в 1956 году. В Музей Прадо она попала в 2009 году для изучения и приобретения. Выглядела на тот момент она вот так.



Сильное поверхностное загрязнение, а также предыдущие реставрационные вмешательства не позволяли сделать однозначный вывод о её авторстве. Поэтому необходимо было провести все технологические исследования и расчистить поверхность живописного слоя от загрязнений и наслоений лака, чтобы обнаружить подпись художника и дату, если они есть. Действительно, ИК-рефлектограмма позволила разглядеть сигнатуру художника в левом нижнем углу картины и дату 1565 год. После расчистки поверхности сигнатура частично стала видна на поверхности картины.



Эта самая крупная из работ Брейгеля (148 × 270,5 см) написана на очень тонком холсте, который имел множественные прорывы. Чтобы укрепить авторский хрупкий холст его сдублировали при помощи мучного клейстера на довольно грубый холст, который с течением времени образовал с клейстером слишком жёсткую подложку для такого тонкого холста. Тонкое авторское полотно стало вздуваться и морщить во многих местах. В местах прорывов дублировочный холст затонировали сероватыми и коричневыми тонами, чтобы он не отличался от общего тона потемневшей живописи. Всё это поверх было покрыто несколькими лаковыми слоями - на натуральных смолах, которые пропитали холст насквозь и в конце - толстым слоем синтетического полиэфирного лака, который придал поверхности маслянистый блеск, не свойственный темперной живописи.



Чтобы вернуть картине первоначальный художественный облик, необходимо было удалить наслоения лака и раздублировать её. После поверхностной очистки и удаления синтетического лака реставратор Элиса Мора сделала картограмму всех прорывов, чтобы потом заделывать их с оборотной стороны.




Затем лицевую поверхность заклеили папиросной бумагой и положили картину лицевой стороной на стол.



Предстояло снять холст с подрамника и отделить его от толстого дублировочного полотна. Этот длительный и кропотливый процесс был очень сложным и напряжённым для реставратора, которая осторожно продвигалась всё дальше по поверхности, разделяя холсты друг от друга. Полусогнутое состояние над столом доставляло ей немало дискомфорта, как она пожаловалась на видео в конце поста.



Под удалённым дублировочным полотном обнажились прорывы авторского холста и лепёшки засохшего клейстера, которые тоже нужно было удалить. Для этого Элиса Мора использовала гель из агар-агара, которым в музее Прадо обычно очищали поверхность гипсовых скульптур. Метод оказался хорош и для очищения оборота холста от остатков клейстера.



Тёплый "киселёк" из агар-агара создавал условия для размягчения клейстера, а после застывания агар-агара его снимали и удаляли остатки размягчённого клейстера шпателем.



Когда оборотная сторона была отчищена она выглядела вот так - холст настолько тонкий, что живопись видна насквозь.



Теперь предстояло заделать все прорывы холста. По схеме утрат находили место каждой их них на оборотной стороне, вырезали точно по форме из тонкого холста вставочку и закрепляли её с помощью жидкого клейстера несколькими тонкими и лёгкими полосками ткани.



Всего таких заплаток было нанесено около 600 штук!



Кроме того, были приклеены новые кромки взамен утраченных, чтобы можно было натянуть картину на подрамник.

Теперь картину можно было перенести на мольберт и закончить работу на лицевой стороне холста.

Элиса Мора рассказала, что это был несравнимо более приятный процесс. Тонируя места утрат холста и восстанавливая колористическое единство картины Брейгеля, она наслаждалась возможностью проникнуть в тайны его мастерства и восхищалась его потрясающим талантом.



После реставрации холст выглядел вот так.

Увеличивается по клику

Все этапы реставрации можно подробно рассмотреть на этом видео.



День святого Мартина - это праздник вина из нового урожая. Поэтому за бесплатным угощением вокруг бочки собрались и стар, и млад. Многие уже напились до бесчувствия и заснули в самых неподходящих местах, молодая мать в сторонке угощает вином из плошки маленького ребёнка. А другая с грудным ребёнком перед самой бочкой не чувствует, что послушник-францисканец вытаскивает у неё из кармана кошель. Сатирическая интонация в решении сюжета подчёркнута ещё и тем, что главный герой празднества - святой Мартин, отдающий часть своего плаща нищему, находится не в центре, а в правой части картины, словно второстепенный персонаж. Что можно добавить к моралите Брейгеля? Только немного иронии - цитату из "Всепьянешей литургии" вагантов.

Славься сок вина блаженный,
Порожденный гроздью пенной.
Стол, тобой благословенный,
Полон благодатию.

Языку и чреву благо,
Где твоя излита влага,
Когда в глотку всю баклагу
Выльешь без изъятия.

С Рождеством всех причастных!
Tags: Брейгель, Живопись, Прадо, реставрация
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments