
Выразительный крокодил на скале на фрагменте вверху - это мифический змей Ладон, поставленный Герой охранять золотые яблоки в саду Гесперид от поползновений этих легкомысленных девиц. Сад принадлежал их отцу Гесперу (Вечерней Звезде), а рвать золотые яблоки, тем не менее, было нельзя - они были собственностью богини Геры, которая получила их в подарок от Геи на свою свадьбу. Зачем нужно было хранить свои три яблока в чужом саду

Уильям Тёрнер. Богиня распрей выбирает яблоко раздора в саду Гесперид, около 1806. Холст, масло, 155,3 x 218,4 см. Галерея Тейт, Лондон
Тёрнер изобразил Ладона непохожим ни на описания из древнегреческих источников, ни на изображения в картинах его предшественников. Каким же представляли себе дракона художники разных времён и народов.
В средневековой энциклопедии дракон - одноглавый, забавный и, в целом, нестрашный:

Дракон на странице энциклопедии "Liber Floridus of Lambert of St Omer", около 1460 года.
Немецкий издатель, писатель, редактор и переводчик середины 18 - первой половины 19 века Фридрих Йоганн Юстин Бертух (Friedrich Johann Justin Bertuch) в "Иллюстрированной книге для детей" (Bilderbuch für Kinder) представил дракона таким...

Фридрих Юстин Бертух. Мифическое существо дракон, в книге "Bilderbuch für Kinder", 1806.
На офорте итальянца Антонио Темпеста (Antonio Tempesta) и фламандца Николауса ван Альста (Nicolaus Van Aelst) представлена сцена расстрела дракона Ладона под яблоней, то есть 11-й подвиг Геракла.

Антонио Темпеста, Николаус ван Альст. Геркулес и змей Ладон, 1608. Офорт. Лос-Анжелес, County Fund (65.37.16)
Разомлевшие и томные Геспериды в картине английского живописца барона Фредерика Лейтона, изображены с очень искусительным змеем - такой себе эротический вариант Ладона в виде красивого питона, который вместо того, чтобы охранять золотые яблоки, строит глазки девицам, спускаясь кольцами с толстого ствола огромного дерева. Плоды на дереве - отнюдь не яблоки, его листья и плоды явно срисованы с лимона, что соответствует одному из вариантов мифа: заморские золотистые плоды - золотые яблоки, растущие где-то на краю света (в Португалии). Интересно, что свой баронский титул и дворянство художник получил за официальную академическую живопись, которую покупала сама королева Виктория и наследник престола принц Уэльский, а такие вот эротические композиции, похожие на картины прерафаэлитов, были, очевидно, "прорывом к свету истины" в "душном и ханжеском" викторианском обществе.)))

Фредерик Лейтон. В саду Гесперид, около 1892. Холст, масло, диаметр 169. Lady Lever Art Gallery.
Один из художников-прерафаэлитов Эдвард Бёрн-Джонс изобразил Ладона с Гесперидами в двух вариантах: в виде бирюзового дракона и в виде сапфирового змея. Яблоки у него выглядят как яблоки и висят на яблоне: совсем золотые (позолота на первой картине) и нормальные жёлтые.

Эдвард Бёрн-Джонс. Сад Гесперид, около 1880-81. Дерево, темпера и золочение, 157 × 237,4 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Эдвард Бёрн-Джонс. Сад Гесперид, между 1869 и 1873. Холст на картоне, темпера, гуашь, масло, 119 х 98 см. Кунстхалле, Гамбург
Один из редких вариантов Ладона в виде многоголового чудища представлен на фреске Алессандро Аллори (Alessandro Allori) в люнете зала Льва Х виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (Poggio a Caiano).

Фреска Алессандро Аллори в зале Льва Х. Вилла Медичи, Поджо-а-Кайано, Италия, 1578-1582.
Геракл восседает на туше убитого Ладона, сестрички веселятся, срывая "золотые яблоки" - здесь это лимоны, причём огромные.


Конечно, сцены с искусительным змеем под яблоней у художников 19 века были отчасти аллюзией на библейскую историю искушения змеем прародительницы Евы с помощью яблока. Но в картинах на эту тему змей всегда змей и на дракона Ладона не похож. А вот известные христианские змееборцы - святой Георгий Победоносец и святой Михаил Архангел - сражаются в иконах и картинах именно с драконами. И пусть у этих драконов другая "биография" в христианской литературе, но мы-то понимаем, откуда на самом деле появился дракон.)) Святой Георгий

"Liber Floridus of Lambert of St Omer, около 1460 года.
Но самый великолепный рыцарь в сверкающих позолоченных латах, с мечом и невиданным щитом с разящей светом хрустальной сферой на нём - это Михаил Архангел в картине испанца Бартоломе Бермехо (Bartolomé Bermejo). Картина хранится в Лондонской национальной галерее, но сейчас "гостит" в музее Прадо на выставке этого художника.

Бартоломе Бермехо. Святой Михаил побеждает дьявола, 1468. Дерево, масло, позолота, 179,7 x 81,9 cм. Национальная галерея, Лондон
На фрагментах виден замечательный щит, сверкающие сапоги и небольшой забавный демон. Обе картинки - кликабельны.


Journal information