Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Нини-Рыбья-Глотка и другие...

Огюст Ренуар. Ложа, 1874. Холст, масло, 80 х 63,5 см. Courtauld Institute of Art Кликабельно

В театральной ложе - двое в ожидании начала. Нини Лопес, натурщицу с Монмартра по прозвищу Нини-Рыбья-Глотка (Nini-Gueule-de-Raie, если точнее - глотка ската), Ренуар написал рядом с братом Эдмоном Ренуаром. Прозвище у девицы грубое, надо сказать, поэтому кураторы выставки "От Мане до Сезанна" в Лондонской национальной галерее, как и составители Википедии на разных языках, застенчиво меняют его на "рыбью голову" или "рыбье лицо"(!). А картина - замечательный образец виртуозной, яркой и светлой во всех смыслах живописи Ренуара - представлена в качестве одного из лучших экспонатов коллекции Курто на афише выставки.

Сэмюэл Курто,британский текстильный магнат, разбогатевший на торговле искусственным шёлком по всему миру, обожал живопись французских импрессионистов и хотел сделать их популярными в Британии, где ни публика, ни критики не разделяли его увлечения импрессионизмом. Для осуществления своего замысла Курто не только покупал картины импрессионистов для своей личной коллекции, которую со временем завещал основанному им Институту Курто и его художественной галерее, он также основал Фонд Курто с начальным капиталом в 50 тысяч фунтов, который приобретал живопись импрессионистов для общественных галерей Лондона. Большая часть купленных таким образом картин находится сейчас в Лондонской национальной галерее.

17 сентября 2018 года здесь открылась выставка, посвящённая коллекции Курто: 26 экспонатов из Галереи Курто, закрытой сейчас на ремонт, и картины самой Лондонской национальной галереи и некоторых других музеев - всего более 40 работ, приобретённых когда-то Сэмюэлом Курто для "пропаганды" французского импрессионизма. Энн Роббинс, куратор выставки с довольно избитым на сегодняшний день названием "От Мане до Сезанна", подчеркнула основную идею проекта: не только воздать должное коллекционеру и меценату Сэмюэлу Курто, показав историю его деятельности (что интересно и достаточно ново), но и представить основные этапы развития французского импрессионизма, начиная с их уже признанного предтечи, Мане, и заканчивая пост-импрессионистами во главе с Сезанном (что совершенно не ново и достаточно сомнительно по возможности продемонстрировать это на 40 картинах). Кураторы даже дерзнули расширить рамки заявленного в названии охвата истории французской живописи, представив из своей коллекции в качестве прото-импрессионистической картину Оноре Домье "Дон Кихот и Санчо Панса" 1855 года, когда слова "импрессионизм" ещё не существовало. Картина Домье, к тому же, никак не связана с деятельностью Курто, но желание найти более древний исток импрессионизма победило!)))


Оноре Домье. Дон Кихот и Санчо Панса, 1855. Лондонская национальная галерея

"Закат" импрессионизма кураторы тоже "отодвинули", завершив обзор его истории работами Пьера Боннара.

Пьер Боннар. Стол, 1925. Галерея Тейт. Лондон

Попеняв за "дерзкие открытия" кураторам, обратимся, так сказать, к сердцевине экспозиции. Здесь много интересных и не часто "цитируемых" работ.

Одна из самых ранних покупок Курто - "Музыка в Тюильри" Эдуарда Мане из коллекции Лондонской национальной галереи, а также его знаменитый "Завтрак на траве" из Музея д'Орсэ, который Курто покупал для личной коллекции, представлены в экспозиции рядом с "Баром в "Фоли-Бержер".



Эдуард Мане. Музыка в Тюильри, 1862. Холст, масло, 76,2 х 118,1 см. Лондонская национальная галерея


Эдуард Мане. Завтрак на траве. Холст, масло, 208х264,5 см. Музей д’Орсэ


Эдуард Мане. Бар в "Фоли-Бержер", 1881-82. Холст, масло, 96 х 130 см. Галерея Курто.

В коллекцию Сэмюэла Курто (Samuel Courtauld) последняя из названных картин Мане попала в 1928 году: он купил её более, чем за 22 тысячи фунтов стерлингов - деньги немалые для того времени.

Отрешённый взгляд официантки Сюзон за стойкой бара варьете "Фоли-Бержер" вызывает не меньше толкований, чем пресловутая "улыбка Джоконды". Эдуард Мане написал "Бар в «Фоли-Бержер»" за год до своей смерти - это последняя картина, которую он представил на Парижском Салоне 1883 года. Первоначальную композицию, где девушка за стойкой оживлённо беседует с господином в шляпе - посетителем знаменитого варьете, художник изменил, повергнув в недоумение всех, кто пытался понять, почему отражение в зеркале за спиной Сюзон не соответствует изображению на переднем плане. Лишив официантку за стойкой бара клиента, но оставив его в отражении зеркала, Мане обратил невидящий взгляд девушки к публике в зале - как бы за спиной зрителя из реального пространства перед картиной. Благодаря такому фокусу картина обрела массу новых смыслов...



Ещё одну работу Эдуарда Мане, "Берег Сены в Аржантейе" - представили рядом с картиной Клода Моне "Осень в Аржантейе" для сравнения, так сказать. Есть, правда, и ещё один резон для этого: на берегу Сены Эдуард Мане изобразил жену и сына Клода Моне.


Эдуард Мане. Берег Сены в Аржантейе, 1874. Холст, масло, 62,3 х 103 см. Галерея Курто

Клод Моне. Осень в Аржантейе (Autumn Effect at Argenteuil), 1873. Холст, масло, 55 х 74,5 см. Галерея Курто

Следующая работа Клода Моне написана им по воспоминаниям о поездке в Антиб.


Клод Моне. Антиб, 1888. Галерея Курто

Среди работ Дега на выставке выделю одну "балетную" сцену, два портрета и одну раннюю композицию на античный сюжет.

Эдгар Дега. Две танцовщицы на сцене, 1874. Галерея Курто


Эдгар Дега. Портрет Карло Пеллегрини, около 1876-77. Бумага, на холсте, масло, 62,6 х 34,2 см. Лондонская национальная галерея


Эдгар Дега. Упражнения юных спартанцев, около 1860. Холст, масло, 109,5 х 155 см. Лондонская национальная галерея

Портрет Елены Караффа очень хорош, редкий женский портрет у женоненавистника Дега!

Эдгар Дега. Портрет Елены Карафа, около 1875. Холст, масло. 70,1 х 55 см. Лондонская национальная галерея

Из двух работ Камиля Писсарро "Бульвар Монмартр ночью" - особенно притягательна эффектом ночного освещения.


Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр ночью, 1897. Холст, масло, 53,3 х 64,8 см. Лондонская национальная галерея

Ренуар - центральная фигура коллекции Курто. Его одинаково обожали и сам Курто, и его супруга. Первой работой Ренуара, купленной Курто для коллекции Лондонской национальной галереи стал "Ялик" 1875 года.


Огюст Ренуар. Ялик, 1875. Холст, масло, 71 х 92 см. Лондонская национальная галерея

Здесь же находится ещё одна картина с театральной ложей и зрительницей в ней.

Огюст Ренуар. В театре (Первый выход), 1876-77. Холст, масло, 65 х49,5 см. Лондонская национальная галерея

"Портрет Воллара" и "Женщина, завязывающая туфлю" Ренуара представляют личную коллекцию Курто на выставке.


Огюст Ренуар. Портрет Амбруаза Воллара, 1908. Холст, масло, 81,6 х 65,2 см. Галерея Курто


Огюст Ренуар. Женщина, завязывающая туфлю, около 1916. Холст, масло, 48 х 57 см. Галерея Курто

Значительное место на выставке занимает пуантилист Жорж Сёра.
Кликабельно
Жорж Сёра. Купальщики в Аньер-сюр-Сен (Asnières-sur-Seine), 1884. Холст, масло, 201х301,5 см. Лондонская национальная галерея

Из личной коллекции Курто представлены две работы Жоржа Сёра: "Мост Курбевуа" и "Женщина с пуховкой".


Жорж Сёра. Мост Курбевуа, 1886-86. Холст, масло, 46,4 х 53,3 см. Галерея Курто


Жорж Сёра. Женщина с пуховкой (Young Woman Powdering Herself), 1888-1890.Холст, масло, 95,5 х 79, 5 см. Галерея Курто

Изображение дамы за туалетом - портрет Мадлен Кноблох, подарившей художнику сына. Интересно, что при рентгеновском исследовании обнаружили другое изображение под горшком с цветами в окошке вверху слева - там был автопортрет художника. Эту картину видно справа от камина на фото гостиной Курто на первом этаже его дома .




Двумя работами представлен на выставке Тулуз-Лотрек.


Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина, сидящая в саду, 1891. Картон, масло. 66,7 х 52,8 см. Лондонская национальная галерея


Анри де Тулуз-Лотрек. Жанна Авриль у входа в Мулен Руж, 1892. Картон, масло, пастель, 102 х 55 см. Галерея Курто

У Жанны Авриль, звезды канкана в Мулен Руж тоже были прозвища, одно из них - "delirious orchid", намекающее одновременно и на её неуравновешенность, и на её фанатичных поклонников, таких же маниакальных, как и любители орхидей.))

Курто много покупал Сезанна - 11 картин, 5 рисунков, письма художника. Из работ Сезанна на выставке образовалась мини-выставка в половину зала.


Поль Сезанн. Автопортрет, 1880-81. Холст, масло, 33,6 х 26 см. Лондонская национальная галерея


Поль Сезанн. Игроки в карты, 1892-95. Холст, масло, 60 х 73 см. Courtauld Institute of Art


Поль Сезанн. Annecy Lake,1896. Холст, масло, 64 х 79 см. Галерея Курто


Поль Сезанн Мужчина с трубкой, около 1892, Холст, масло, 73х60 см. Институт Курто

Ещё одна из фотографий, представленных на выставке - интерьер столовой в доме Курто с "Игроками в карты" слева от камина.


Ван Гог на выставке представлен двумя работами.


Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с кипарисами, 1889. Холст, масло, 72,1х90,9 см. Лондонская национальная галерея


Винсент Ван Гог. Подсолнухи, 1888. Холст, масло. 92,1 х 73 см. Лондонская национальная галерея

Значительное место по количеству и качеству работ занимает в экспозиции живопись Гогена.

Поль Гоген. Никогда. 1897. Холст, масло, 50 х 116 см. Галерея Курто


Поль Гоген Te Rerioa (Грёза),1897. Холст, масло, 95,1 х 130,2 см. Галерея Курто


Поль Гоген. Стога, 1889. Холст, масло, 92 х 73,3 см. Галерея Курто

Совершенно очаровательный натюрморт с цветами в вазе завершит обзор.

Поль Гоген. Ваза с цветами, 1896. Холст, масло. 64 х 74 см. Лондонская Национальная галерея

Выставка продлится до 20 января 2019 года, так что можно ещё успеть съездить.)) А тем, кто не поедет, можно взглянуть на экспозицию одним глазком на видео ниже.)))

Tags: Живопись, Картинки с выставки, импрессионизм
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments