Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

"Город-леденец" и другие секреты старых досок



Этот "игрушечный" городок на острове с башнями, весьма напоминающими колокольню Ивана Великого, снят в масштабе 1:1, т.е. и на картине Брейгеля "Вавилонская башня" из Венского Музея истории искусств он почти такого же размера. Только в реальности вам вряд ли удастся подойти настолько близко и долго разглядывать кусочек картины в правом верхнем углу.

Все специальные съёмки 12 картин из Вены были проведены в самом начале подготовки к выставке "Once in a lifetime". На исследования и реставрацию первых шести картин из венской коллекции был получен грант в Фонде Поля Гетти, где совместно с музеем Поля Гетти и Институтом реставрации Поля Гетти уже почти десять лет изучают картины старых мастеров на деревянных основах из разных музеев и готовят специалистов-исследователей и реставраторов таких картин в рамках проекта Panel Paintings Initiative

Каждую картину старались исследовать и при необходимости отреставрировать максимально быстро - ведь для этого их нужно было снять из постоянной экспозиции, куда ежедневно прибывают посетители из разных стран. Многие из них мечтают увидеть картины Брейгеля и огорчаются, когда какой-либо из 12-ти нет в экспозиции.


Вынув из рамы "Вавилонскую башню", внимательно осмотрели торцы и обнаружили, что верх и правая часть картины были отпилены когда-то пилой - довольно грубо: видны даже зубцы и зазубрины на макрофото. А вот слева сохранилась даже незагрунтованная кромка, которая обычно скрыта рамой.
2018-11-06 (51).png

Не удивительно, что на картине в раме верхушка башни выглядит срезанной, ведь даже без рамы она почти утыкается в верхний край.


Итак, всё начинается со съёмки. Каждый фрагмент картины размером 18х13,5 см снимается цифровой фотокамерой в макро-режиме, а также в инфракрасном и отражённом инфракрасном свете с захватом краёв прилегающих участков, а затем все фрагменты сводятся в единое изображение при помощи разработанной для этого программы. Результаты появляются на экране монитора прямо в процессе съёмки - можно наблюдать и корректировать съёмку при необходимости. На видео ниже видно как проводят съёмку в отражённых ИК-лучах "Вавилонской башни".



Отдельно проводится съёмка в рентгеновских лучах, которая позволяет разглядеть нижние слои живописи, а также особенности конструкции деревянной основы: деревянные нагели (или "шканты", как их называют мебельщики), которыми соединяются отдельные доски основы, трещины и утраты, скрытые под реставрационными "заправками". На совмещённых макроснимке и рентгенограмме фрагмента "Вавилонской башни" видно, как выглядит стык досок у правого края, а на рентгенограмме виден и косо идущий нагель - тёмное пятно у самого края поперёк стыка досок.



На рентгенограмме видны и "кресты" пересечений паркетажа - наклеенных в 19 веке планок - для укрепления основы. Для паркетажа основу картины выравнивали шлифовкой - получалось в дальнейшем не всегда благоприятно для сохранности картины. Но без необходимости паркетаж 19 века с картин не удаляют - об этом мы ещё поговорим в следующем посте о картинах Брейгеля. На фото ниже - оборотная сторона "Вавилонской башни" из Вены.



Кстати, на рентгенограмме видно, что к нижнему краю металлическими гвоздиками промышленного изготовления (то есть не старинными - коваными вручную) прибита деревянная планка взамен авторской кромки, чтобы край рамы и здесь не захватывал изображение. Так что и с нижнего края картину уменьшали, но только до границы живописного слоя и грунта.



Немного "поколдовав" с цифровым изображением на компьютере, специалисты смоделировали вид "Вавилонской башни" без утрат в верхней части и справа. Можете сравнить полученное изображение с фото оригинала (справа).


Сильно уменьшили также первоначальный размер картины Брейгеля "Разоритель гнёзд" из венского музея. Деревянную основу этой картины шлифовали под паркетаж, но в настоящее время паркетаж удалён и справа на фото оборотной стороны картины виден обнажившийся нагель (шкант), соединяющий доски.


Прикинув по расстоянию от единственного сохранившегося нагеля до края картины местоположение нагеля на правой (отрезанной) кромке картины, специалисты сделали карту-схему реконструкции.



А затем создали цифровую реконструкцию "Разорителя гнёзд". Помещаю справа оригинал для сравнения.



Брейгель писал, как и другие фламандские художники, на досках из балтийского дуба, который растёт медленно и сохраняет ствол прямым, что позволяет получить из него крепкие и длинные доски. Дубовые доски стойки к гниению и поражению древоточцем, а вот растрескиваться и деформироваться могут. Поэтому при выборе досок для картины их тщательно выбирают по направлению волокон, чтобы предотвратить коробление досок в разных направлениях в одном составленном "щите". Таким образом, в одной основе под живопись могут оказаться доски разного возраста. Исследователи выяснили по кольцам роста (метод дендрохронологии), что одна из досок "Вавилонской башни" - из дерева, спиленного в 1201 году! А вот в основе "Разорителя гнёзд" есть доска из дуба, который спилили за 13 лет до написания картины - в 1546 году. Таким образом, в основе одной картины могут быть доски от разных деревьев, но не было найдено досок из одного и того же дерева в основах разных картин.

Качество досок гарантировала фламандским художникам гильдия Святого Луки. В антверпенской гильдии Святого Луки, куда Брейгель вступил в 1551 году, качественные доски метились выжиганием клейма с изображением двух рук - с герба города. А после написания картины гильдия подтверждала высокое качество живописи выжиганием клейма с тремя башнями замка - тоже с герба Антверпена. Так работал "отдел контроля качества" в те далекие времена во Фландрии. На фото ниже - фрагмент оборота "Детских игр" с остатками изображений выжженных клейм Антверпена после состругивания основы в ходе предыдущих реставраций .


После подготовки дубовой основы, её грунтовали клее-меловым грунтом и шлифовали до идеальной гладкости, чтобы можно было писать тонкой кистью самые мелкие детали. Сквозь тонкие прозрачные слои красок белый грунт просвечивал, придавая цветам особую "звучность" и светоносность. На палитре Брейгеля было немного карсок: разнообразия оттенков он достигал, нанося один на другой после просушки каждого слоя разные цвета и смешивая их на палитре. Зелёный цвет Брейгель получал смешиванием двух пигментов: азурита и свинцово-оловянистой жёлтой. Естественно, он использовал и сам азурит - для получения оттенков синего, а свинцово-оловянистую жёлтую - для жёлтого цвета. Светлые оттенки получали смешиванием со свинцовыми белилами, красный цвет - из киновари и красной охры. Кроме того он использовал жёлтую охру и умбру - зеленовато-коричневый "земляной" пигмент. Яркий цвет свинцово-оловянистой жёлтой в одеянии всадника из "Обращения Савла" невероятно притягивает взгляд!


Почти все остальные пигменты Брейгеля можно найти на этом фрагменте из "Детских игр".



А при сопоставлении макросъёмки этого фрагмента с макрофотографией в ИК лучах, где видно нижние слои живописи, и с инфракрасной рефлектограммой, где виден подготовительный рисунок, можно понять, на каком этапе появились нижние ветки с листвой на стволе дерева у дома. Таким способом Брейгель достигал особенного ощущения глубины и воздушности, ведь он использовал в картинах низкий горизонт - съёмку с беспилотника взгляд с высоты птичьего полёта. Обычное перспективное построение пространства в таком случае не годится.



Дочитавшим до конца, самым терпеливым - снова бонус: фрагмент "Вавилонской башни" из венской коллекции с изображением части города слева от башни на макрофотографии, мостом через реку и водяной мельницей.


Скриншоты макроснимков и других спецсъёмок взяты с сайта https://insidebruegel.net

©Александра Шпетная
Tags: Брейгель, Вена, Живопись, Музейное закулисье, дебри атрибуции, ремесло и искусство, реставрация
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments