Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Брейгель под лупой



Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время пребывания в Риме поработал у миниатюриста Джулио Кловио. Известно также, что его тёща Майкен Верхульст (Мария Бессемер) была известной миниатюристкой. У кого из них больше Питер Брейгель подсмотрел приёмов миниатюрной техники живописи неизвестно, но талант к миниатюре у него, безусловно, был. Как и у его младшего сына Яна Брейгеля, которого как раз учила бабушка, поскольку Питер Брейгель Старший умер слишком рано, когда сыновья были ещё слишком маленькими.

На фрагменте картины Брейгеля Мужицкого "Несение креста" (вверху) изображён скалистый палестинский ландшафт, каким его себе представлял Брейгель: с ветряной мельницей на скале, воображаемым Иерусалимом слева и морским видом справа вдали...

Вглядимся поближе - вот город...


А это море с парусниками справа от скалы с мельницей...


Скала с мельницей тоже интересна деталями: лестница, прорубленная внутри скалы, выходит на повороте наружу, сама мельница подробно прописана тонкой кистью...


Голгофа очень напоминает нидерландскую деревушку - домиками у края места казни. Собравшаяся толпа ожидает процессию - здесь видны играющие собаки из вчерашнего моего поста...


Левее сцены на Голгофе - виселица на фоне мрачного неба ...


Желающим рассмотреть подробно другие сценки в этой картине и увидеть ещё двух собак из вчерашнего поста выкладываю картинку в высоком разрешении:


Можно также отправиться на сайт с макрофотографиями https://www.insidebruegel.net

В обзоре о Венской выставке я не упомянула ещё один интересный раздел, посвящённый особенностям живописной техники Брейгеля. Конечно, такие подробности о его авторском почерке были выяснены в ходе тщательного изучения его работ современными методами. На фото ниже представлен стенд с фрагментами макросъёмок картин Брейгеля, а под изображениями - слепки руки в разных положениях и с разными инструментами, которыми выполнены те или иные фрагменты живописной поверхности.


Тонкой кистью художник намечал некоторые детали подготовительного рисунка и своей подписи на загрунтованной доске, как на картине "Обращение Савла" :



Ею же писал мелкие детали - снасти кораблей у подножия Вавилонской башни, к примеру:


Небольшой плоской кистью Брейгель передавал "узор" на поверхности дороги в "Битве Масленицы и Поста" и ветви деревьев в "Пасмурном дне": на фото экспозиции (ниже) рука с этой кистью - вторая слева.


А вот фрагменты живописи, о которых идёт речь:


Следующая позиция руки с маленькой плоской кистью на предыдущем фото экспозиции показывает, как Брейгель писал листву в картинах "Обращение Савла" и "Разоритель гнёзд". А на фото ниже - те самые фрагменты этих картин.



Широкой плоской кистью Брейгель писал угощение в тарелках для гостей в "Крестьянской свадьбе". Кисть в руке видна на фото экспозиции ниже.


А это - сам фрагмент с тарелками:


Пальцем Брейгель тоже работал, когда хотел как-то подчеркнуть особенности формы. Свои "пальчики" он оставил на штанах одного из пастухов в "Возвращении стад".



"А вот эти пальчики" (С) он оставил на фрагменте из "Вавилонской башни":


Вот он в другом масштабе:


Используя палочку, Брейгель передал опоры виноградников в "Возвращении стад" и "рябую" поверхность стены в "Крестьянской свадьбе":



Ну, и наконец, Брейгель, как и многие художники, использовал черенок кисти, чтобы "продавить" в свежем слое краски светлый узор. Ниже - фрагменты картин "Битва Масленицы и Поста" и "Обращение Савла", где виден этот приём - решётка в окне дома...



Вот сам дом:


А это путник в узорчатой одежде:


и узор на одежде, сделанный черенком кисти:


Самым терпеливым, дочитавшим пост до конца - бонус: фрагмент из картины "Несение креста" с паучком. Полюбуйтесь, как выглядит тончайшая живопись этой миниатюрной сценки рядом с валуном, поверхность которого закрашена широкой плоской кистью.


Tags: Брейгель, Живопись, Тайны мастерства, ремесло и искусство
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments