Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ, ПОЛНЫЙ ЗАГАДОК И ТАЙН, МУЖИЦКИЙ – БРЕЙГЕЛЬ

Сорока на виселице, 1568. Дерево, масло, 45,9х 50,8 см, Hessisches Landesmuseum, Дармштадт

Почти четыре с половиной столетия назад покинул этот мир Питер Брейгель, прозванный Мужицким. Картину «Сорока на виселице», которую он по завещанию оставил жене, со 2 октября 2018 года по 13 января 2019 года можно увидеть на поистине уникальной выставке ”Once in a lifetime” в Венском Музее истории искусств.

Со времён Брейгеля человечество не рассталось ни со своими пороками, ни с войнами. Сегодня как никогда актуальна фламандская пословица «Путь к виселице лежит через приятные лужайки» (один из вариантов интерпретации "Сороки на виселице"), хотя и сегодня это мало кого удержит от бездумной жажды развлечений…
Некоторые свои поздние работы Брейгель уничтожил, чтобы семья не пострадала от доносчиков и зверствовавших в Брюсселе солдат герцога Альбы. До настоящего времени сохранились около 40 его картин - почти 30 из них представлены на венской выставке вместе с почти половиной рисунков и гравюр мастера, дошедших до наших дней.

Картинка в начале поста и все малоформатные картинки далее увеличиваются по клику

Открывается выставка разделом рисунков и гравюр, выполненных Брейгелем в начале своего творческого пути в 1540-х годах, когда он учился и работал в мастерской Питера Кука ван Альста, придворного художника Карла Пятого.


Знаменитый рисунок «Художник и знаток», размещённый на центральном стенде, по одной из версий, считается автопортретом Питера Брейгеля.
Художник и знаток, около 1566. Бумага, перо, коричнево-серым тоном, 225 x 215 мм. Albertina, Вена
© Albertina, Wien


По другой версии – это изображение Иеронима Босха, каким его себе представлял Брейгель, который знал и ценил гравюры Босха и оставил много своих вариантов композиций на те же сюжеты.

Издатель Иероним Кок, в гравёрной мастерской которого после смерти Ван Альста работал Брейгель, зачастую гравировал такие рисунки Брейгеля и печатал с фальшивой подписью Босха. Так известная гравюра «Большие рыбы пожирают маленьких» долго считалась работой Босха. На гравюре с выставки у левой кромки внизу видна гравированная подпись Босха, а справа – имя издателя – Кока. Подобные «фокусы» издателей в то время – не редкость.

Большие рыбы пожирают маленьких, 1557. Albertina, Вена
© Albertina, Wien


Однако, тому же издателю Брейгель обязан своей поездкой в Италию: тот отправил его рисовать итальянские пейзажи для выпуска по ним серии эстампов. Изучив сохранившиеся рисунки, кураторы выставки восстановили маршрут путешествия Брейгеля: Лион-Рим-Неаполь-Калабрия-Мессина. На одном из рисунков с выставки изображён порт Рипа Гранде на Тибре в Риме.


Вид Ripa grande в Риме, около 1555/56. Бумага, перо коричневым тоном и сепией, 207 x 283 мм.
Devonshire Collection, Chatsworth © Devonshire Collection, Chatsworth


Впечатления от поездки надолго остались в памяти художника. По выполненным им рисункам средиземноморских ландшафтов и портов, сражений и видов парусников было напечатано много эстампов. Брейгель также написал по воспоминаниям о путешествии в Италию морской пейзаж – марину – с битвой в Неаполитанском заливе. Картина представлена на выставке.

Морское сражение в Неаполитанском заливе, около 1563. Дерево, масло, 42 x 71см. Galleria Doria Pamphilj, Рим © Rome, Galleria Doria Pamphilj

Большой раздел выставки посвящён Брейгелю-рассказчику и иллюстратору фламандских обычаев и быта того времени.
1 2
1.Битва Масленицы и Поста, 1559. Дубовая доска, масло, 118 × 164,5 см. Музей истории искусств, Вена
2.Детские игры, 1560. Дубовая доска, масло, 118 × 161 см. Музей истории искусств, Вена

Знаменитые картины из Музея истории искусств в Вене «Битва Масленицы и поста» и «Детские игры» не только тщательно исследованы - для посетителей выставки прокомментированы на баннерах самые интересные сюжеты этих многофигурных композиций и «расшифрованы» в сотрудничестве с Музеем Бойманса – ван Бёнингена в Роттердаме (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam) и Музеем под открытым небом Букрейк в Генке (Open Air Museum Bokrijk, Genk) некоторые старые предметы быта, изображённые в «Битве Масленицы и Поста». Музей Бойманса – ван Бёнингена также предоставил из своей коллекции такие старые предметы на выставку – на фото экспозиции они в стеклянных витринах.


Помимо старинной обуви, кувшинов и мисок, похожих на те, что изображены на картине, представлены ещё и вот эти предметы: волчок (юла), игральные кости, штампики с фигурками для выпечки праздничных хлебных изделий, шумовка и разделочная доска.


На снимке ниже – фрагмент картины «Битва Масленицы и Поста» с игроками в волчки.


К антверпенскому периоду творчества Брейгеля принадлежит ещё одна «гостья» на выставке – картина «Две обезьянки» из Берлина. Написанные с дотошностью натуралиста-наблюдателя красноголовые мангобеи – африканские мартышки – были, конечно, невиданной редкостью в то время во Фландрии. Но антверпенский порт, лёгкой миниатюрной кистью написанный Брейгелем за окошком, у которого сидят обезьянки, очевидно давал возможность встречи с такими редкостями – всё же крупнейший европейский порт на то время.


Две обезьянки, 1562. Дубовая доска, масло, 19,8 × 23,3 см. Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie
© Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Christoph Schmidt


В 1563 году Питер Брейгель женится на дочери своего учителя – Майкен (Марии) ван Альст и переезжает с семьёй в Брюссель. Представленные на выставке пейзажи Брейгеля написаны им в 1565 году. Придерживаясь научно-популярного подхода к построению экспозиции, кураторы разместили рядом со знаменитым «Зимним пейзажем с конькобежцами и ловушкой для птиц» из брюссельского музея одну из многочисленных копий этой картины: любуйтесь и ищите отличия!))



Люди на этом пейзаже Брейгеля – маленькие фигурки, занятые каждый своим делом - не главные герои, главная здесь, конечно, природа, хотя человек вполне согласуется с зимним фламандским ландшафтом и не мешает общему настроению умиротворённости, словно разлитому во влажном воздухе серенького зимнего дня.
Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1565. Дубовая доска, масло, 37х55,5 см. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель

В этом же зале впервые можно увидеть в одной экспозиции четыре картины из цикла «Времена года». Из шести написанных Брейгелем по заказу Николаса Йонгелинка для столовой его дома картин по две изображали весну и лето, одна – осень и одна – зиму. Ранняя весна, осень и зима изображены на картинах Венского Музея истории искусств. Картина «Весна» давно потеряна.


К трём известным картинам из Венского музея истории искусств добавилась «гостья» из пражской коллекции – «Сенокос (Начало лета)».
1 2 3
1.Охотники на снегу (Зима); 2.Пасмурный день (Ранняя весна); 3. Возвращение стад (Осень)
1565. Дубовая доска, масло, 117 × 162 см; 118 × 163 см; 117 × 159 см. Музей истории искусств, Вена
© KHM-Museumsverband


Сенокос, 1565. Дерево, масло, 117х161 см. The Lobkowicz Collections, Прага.
© The Lobkowicz Collections


Пятая сохранившаяся картина цикла – «Сборщики урожая (Лето)» из Музея Метрополитен в Нью-Йорке «не приехала» на выставку.

Удивительно тонкая, насыщенная нежными цветовыми оттенками и глубокая по смыслу живопись этого цикла настолько отличается от милого, но вполне похожего на картины соотечественников Брейгеля того же времени зимнего пейзажа из Брюсселя, что кажется невероятным, что они написаны одним и тем же художником в 1565 году. Люди и природа показаны в них в единой панораме земного бытия.

Пейзажную живопись хорошо дополняют рисунки Брейгеля на ту же тему. Из представленных на выставке - «Ландшафт с медведями», «Ручей с рыбаком и водяной мельницей» и «Крестьяне и скот около фермы» - все приблизительно 1554 года, очень живые и непосредственные сценки, словно зарисовки с натуры...

1 2
1.Ландшафт с медведями, около 1554. Бумага, перо коричневым тоном, 338 x 232 мм. British Museum, London
2.Ручей с рыбаком и водяной мельницей, около 1554.Бумага, перо коричневым тоном, 345 x 230 мм. Bibliothèque Royale, Brussels


Крестьяне и скот около фермы, около 1554. Бумага, перо сепией, 236 х343 мм.
National Gallery of Art, Вашингтон.


Рисунки во времена Брейгеля не были самостоятельным видом искусства, а служили лишь моделью для создания гравюр. Некоторые рисунки на выставке показаны вместе с гравюрами, изготовленными по ним. Например, «Охота на зайца» 1560 года.

Охота на зайца, 1560. Бумага, перо коричневым тоном и чёрный мел, 213 x 296 мм.
Institut Néerlandais, Frits Lugt Collection, Париж



Охота на зайца. Бумага, офорт. Institut Néerlandais, Frits Lugt Collection, Париж

Синее пятнышко – блик на стекле от съёмки в зале выставки – фото выложено на Викимедиа

Для пояснения процесса изготовления с рисунка офортной доски и печати в экспозиции сделан отдельный стенд.


Брейгель не писал по заказу церкви, но религиозных сюжетов в его наследии достаточно – им на выставке отведён отдельный зал. Здесь представлены стенды с рисунками и гравюрами серии «Семь смертных грехов» 1557 года – в центре зала.


Отпечаток 1558 года из коллекции Альбертины представляет «Обжорство» в виде толстухи, восседающей на свинье и пьющей прямо из кувшина.

Обжорство, 1558. Бумага, офорт. Albertina, Вена.

Как поясняют кураторы выставки, свинья – символ невоздержанности во фламандском искусстве – часто встречается в сценах карнавала на Масленицу, причём не только в виде животного, но и в виде приготовленных из него блюд – жареных голов, ножек, колбас. Отождествляя со свиньёй пьяниц, изображали их в картинках-иллюстрациях к поговорке «Ведущий себя как свинья должен отправиться в свинарник». Такой иллюстрацией, написанной на деревянной тарелке, является представленная на выставке круглая картина из частного собрания, проданная на аукционе Christie's 10 июля 2002 года за 3 306 650 фунтов в Лондоне. Тарелка для еды не использовалась - подобные тарелки были своеобразными сувенирами с назидательными сценками для продажи на Масленицу.


Пьяница, заталкиваемый в свинарник, 1557. Дерево, масло, диаметр 18 см. Частное собрание

В зале, посвящённом религиозным сюжетам в творчестве Брейгеля, две картины представляют «Поклонение волхвов»: зимний вариант со снегом из Винтертура и композицию во вполне классическом для раннего Северного Возрождения «готическом» варианте из Лондона.

Поклонение волхвов под снегом, 1563. Дубовая доска, масло, 35х55 см, Музей Am Römerholz, Winterthur Швейцария © Collection Oskar Reinhart ʻAm Römerholzʼ, Winterthur

Поклонение волхвов, 1564. Дубовая доска, масло, 112,1 × 83,9 см, Национальная галерея, Лондон © The National Gallery, London 2018

Из Великобритании прибыла на выставку и написанная гризайлю «Смерть Богоматери».

Смерть Богоматери, 1563-1565. Дерево, масло, 36 x 55 см. The Bearsted collection, Upton House, Banbury, Великобритания.

Одна из картин этого раздела выставки – «Несение креста» из Венского Музея истории искусств - уникальна по сохранности. В процессе подготовки к выставке и технологических исследований выяснилось, что это единственная картина на выставке, дубовая основа которой не была изменена в процессе бытования: никто не уменьшал её формат по разным соображениям, не отпиливал кромки, не уменьшал толщину. Брейгель, правда, писал на довольно тонких досках.

Кураторы сочли эту информацию интересной для посетителей и выставили картину без рамы в специальном стеклянном боксе, чтобы можно было увидеть её со всех сторон.


Несение креста, 1564. Дубовая доска, масло, 118 × 161 см. Музей истории искусств, Вена © KHM-Museumsverband

Две картины из венского музея посвящены апостолу Павлу.
1 2
1.Обращение Савла, 1567. Дубовая доска, масло, 108×156 см. Музей истории искусств, Вена
2.Самоубийство Савла, 1562. Дубовая доска, масло, 33,5 × 55 см. Музей истории искусств, Вена
© KHM-Museumsverband

Реставрация «Самоубийства Савла» не завершена, поэтому на специальном стенде представлены фотографии в процессе реставрации с пояснениями и инструменты реставратора в стеклянном боксе внизу.


Ещё две «гостьи» этого раздела выставки – «Триумф смерти» из музея Прадо в Мадриде и «Безумная Грета» из Музея Майера ван ден Берга в Антверпене – были специально отреставрированы для этого проекта.


Эти картины тоже были тщательно технологически исследованы, благодаря поддержке фонда Пола Гетти, сотрудниками и реставраторами этих музеев. «Безумная Грета» в результате исследований и реставрации заново обрела подпись автора и дату. Всей этой интересной информации будет посвящён отдельный пост.

Триумф смерти, после 1562. Дерево, 117 × 162 см. Музей Прадо, Мадрид
© Museo Nacional del Prado



Безумная Грета, 1563. Дерево, масло, 117,4 × 162 см. Музей Mayer van den Bergh, Антверпен
© Museum Mayer van den Bergh


Благодаря этому выставочному проекту, в одной экспозиции «встретились» также две «Вавилонские башни» Брейгеля: из Венского музея истории искусств и из Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме.


Проведённые исследования и специальные съёмки: макросъёмка, инфракрасная фотография и рефлектография, а также рентгенография позволили понять, почему меньшая по размеру башня из Роттердама утратила сигнатуру и дату – основу уменьшали в ходе бытования. Благодаря ИК рефлектограмме и рентгенограмме видно, что изначально очертания роттердамской башни напоминали венскую башню, которая, очевидно, была образцом для этого варианта, но затем художник изменил силуэт и написал эту башню другой. Стало быть, роттердамская башня более поздняя.

1 2
1.Вавилонская башня, 1563. Дубовая доска, масло, 114 × 155 см. Музей истории искусств, Вена © KHM-Museumsverband 2.Вавилонская башня, после 1563. Дубовая доска, масло, 59,9 × 74,6 см. Музей Boijmans Van Beuningen, Роттердам © Museum Boijmans Van Beuningen, Foto: Studio Tromp, Rotterdam

Венская башня подписана и датирована – на макрофото ниже деталь с сигнатурой и датой. А ещё ниже на макрофото - сравнение деталей конструкции двух башен.



Любопытная деталь на изображении венской башни видна на макрофото: старинный подъёмный кран, приводимый в движение двумя большими колёсами, которые вращают ногами люди внутри колёс.


Последний раздел выставки показывает, за что Брейгель получил прозвище «Мужицкий». Крупные фигуры крестьян становятся в поздних работах художника центром композиции. Не только в картинах, но и в поздних рисунках крупные фигуры сменяют многолюдные сцены с маленькими фигурками в более ранних работах.

На рисунках «Волынщик» и «Пастух гусей» кроме центральной большой фигуры нет ничего - ни фона, ни других персонажей.

1 2
1.Волынщик, около 1565. Бумага, перо коричневым тоном, 205 х 145 мм.
National Gallery of Art, Вашингтон
2.Пастух гусей, 1565. Бумага, перо желтовато-коричневым тоном, 248 x 149 мм. Staatliche Kunstsammlungen, Dresden


Монохромная живописная композиция «Три солдата» из коллекции Фрика в Нью-Йорке, написанная в 1568 году – очередная «гостья» выставки.

Три солдата, 1568. Дубовая доска, масло, 20,3 x 17,8 см. The Frick Collection, Нью-Йорк

В том же году созданы «Калеки» из Лувра.


Калеки, 1568. Дерево, масло, 18,5х21,5 см. Лувр, Париж

Единственный портрет в наследии Брейгеля – «Голова крестьянки» из Мюнхенской Пинакотеки.
Голова крестьянки, около 1568. Дерево, масло, 21,8×18,5 см. Баварские государственные собрания живописи, Старая пинакотека, Мюнхен

Конечно, главные экспонаты этого раздела – «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» из Венского Музея истории искусств.
1 2
1.Крестьянская свадьба, около 1567. Дубовая доска, масло, 114 × 164 см. Музей истории искусств, Вена 2.Крестьянский танец, около 1568. Дубовая доска, масло, 113,5 × 164 см. Музей истории искусств, Вена © KHM-Museumsverband

«Разоритель гнёзд» из Венского Музея истории искусств, представлен на одном стенде с рисунком «Пасечники» из Берлина, на котором также есть изображение разорителя птичьих гнёзд.


«Тот, кто знает, где гнездо, имеет знание, а тот, кто разоряет гнездо, имеет гнездо», - гласит популярная фламандская поговорка. Вместе с «Сорокой на виселице», завершающей экспозицию эти две работы Брейгеля весьма красноречиво свидетельствуют, что художник не питал иллюзий по поводу будущего человечества.


Разоритель гнёзд, 1568. Дубовая доска, масло, 59,3 × 68,3 см. Музей истории искусств, Вена


Пасечники, 1568. Бумага, перо коричневым тоном, 203 х 309 мм.
Staatliche Museen, Kupferstichkabinett, Берлин
© Foto: Kupferstichkabinett der Staatlichen Museen zu Berlin ‒ Preußischer
Kulturbesitz, Foto: Jörg P. Anders


Вселенная Брейгеля грандиозна, масштаб его личности просто невозможно представить себе во всех подробностях. Выставка, которую готовили шесть лет, открыла немало загадок в творчестве Брейгеля - уточнили, к примеру, место рождения художника - местечко Брёгель близ Бреды, дату его рождения определили между 1526 и 1527 годами. И всё же Брейгель по-прежнему окутан таинственностью. Даже имя его произносят по-разному в разных странах...



Материалы по выставке взяты с официального сайта музея. Датировка произведений в подписях к фото соответствует данным официального списка экспонатов - оттуда же.
Макрофотографии, ИК-рефлектограммы и рентгенограммы с сайта - www.insidebruegel.net.

Все фотографии экспозиции и отмеченные копирайтом фото экспонатов взяты из материалов для прессы с сайта музея - http://press.khm.at/en/pr/kunsthistorisches-museum/bruegel

Остальные фото - с Wikimedia Commons и свободных интернет-сайтов.

©Александра Шпетная
Tags: Брейгель, Живопись, Картинки с выставки, графика
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments