Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Кролик, он же заяц...

Зашёл как-то у нас с kaladrui разговор о значении зайцев в искусстве. И вспомнился мне один кролик (а может он и заяц - на картине не разберёшь, но в названии указан кролик) с картины Яна ван Кесселя из Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого.


Натюрморт с кроликом (Спаржа), 1652. Холст, масло, 108х98,8 см. Слева внизу подпись и дата:J. V. Kessel 1652

Вот в этой работе Яна ван Кесселя заяц, благодаря колориту, очень близок к тому, что о нём рассказывают специалисты по символам и эмблемам: спутник Гекаты - лунный зверь, таинственный и неоднозначный.)) Рядом с приготовленными для него (для кого же ещё?!) лакомствами он выглядит довольно мирно и, скорее всего, вместе с репой, капустой, редиской-сосулькой, луком и спаржей является олицетворением плодородия Земли. А вот порхающие над этим изобилием бабочки - очевидно христианский символ бессмертной души, противопоставленный нижнему - земному и склонному к впадению в излишества миру. Но вообще-то, Ян ван Кессель, внук Яна Брейгеля Бархатного, родившийся и живший в основном в Антверпене, не был сторонником кальвинистской морали в искусстве, как голландские собратья. Он, как и дед, был прекрасным миниатюристом. Любил писать на небольших медных пластинах масляными красками бабочек, жучков, стрекоз - всё с энтомологической точностью (картинки кликабельны).


Насекомые, между 1640 и 1679. Медь, масло, 11,8х15,1 см. The Fitzwilliam Museum, Кембридж


Бабочки, другие насекомые и цветы,1659. Медь, масло, High Museum of Art, Атланта, США.

Также, по примеру деда, был мастером цветочных натюрмортов : ваз с цветами и гирлянд. Встречающиеся в таких композициях насекомые должны были дополнительно подчеркнуть недолговечность земной красоты. Но бабочки, конечно, оставались символом бессмертия души и уравновешивали "неприятные мысли" о скоротечности пребывания на земле:


Ваза с цветами, между 1648 и 1679. Дерево, масло, 29,8х21 см. The Fitzwilliam Museum, Кембридж

Есть у Яна ван Кесселя небольшая композиция с виноградом - просто классический натюрморт по эмблематике: виноград и лоза - жертвенность, таинство Евхаристии, орехи в скорлупе - стойкость души перед мирскими соблазнами (грецкий, правда, расколот - не выдержала искушения чья-то душа?), персики - соблазн (не только яблоками искушали прародителей в раю!). Виноград преобладает в картине и насекомых нет - идиллия, почти...


Натюрморт с фруктами, в.п. 17, медь, масло, 13 х 16 см. Norton Simon Museum, Пасадена США

А вот эта ваза с фруктами уже "населена" насекомыми для назидательности о химерности земных услад, да ещё и наполовину очищенный сочный, но кислый лимон напоминает об измене в любви.)))


Натюрморт с фарфоровой вазой, фруктами и насекомыми, между 1646 и 1679, медь, масло, 14 х 20 см. Ashmolean Museum, Оксфорд

В качестве развлечения, вероятно, Ян ван Кессель создал такую вот композицию из раковин. Пустые ракушки - пустые телесные оболочки, которые уже покинула душа, но это - в натюрмортах с раковинами и цветами. А тут - всё радостно, даже с юмором...


Фестоны, маски и розетки из ракушек, 17 век, медь , масло, 40 х 56 см, collection Frits Lugt.

Однако, вернёмся к нашим зайцам с кроликами. Ян ван Кессель изображал их, как правило, живыми, а не в виде охотничьей добычи, что радует. Иногда они написаны обобщённо, иногда очень подробно - как на картине из Львова. Вот на этой картине заяц, очень смешной и со странной ухмылкой на морде, пытается унести свои длинные ноги подальше от драки хищников: пернатых и четвероногих. Получилось забавно, но не слишком правдоподобно...

Битва между совами и четвероногими. Медь, масло, 20х30 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм.

Большую группу ушастых, в данном случае - скорее кроликов, чем зайцев, изобразил Ян ван Кессель на одной из маленьких картинок к многочастной композиции "Европа" из серии "Части света". Все материки в этой серии показаны в виде аллегорических композиций на больших картинах в центре, а на маленьких картинках по периметру изображены представители фауны каждого материка. Вся серия, написанная в 1666 году на холстах, находится в Старой Пинакотеке Баварии - в Мюнхене, а первоначальная серия 1660 года, вернее только 21 маленькая картина с животными разных материков, написанная на медных пластинах масляными красками, находятся в музее Прадо - в Мадриде. Предлагаю самостоятельно найти кроликов в толпе на одной из картинок. Изображение - кликабельно!))



На одной из частей композиции "Европа" Ян ван Кессель оставил свою подпись из гусениц, паучков и прочих насекомых. Внизу написано на латинском языке "сделал" и дата - 1657 год.



Для самых терпеливых и любознательных - бонус: видео из музея Прадо о реставрации этих самых маленьких картин к композиции "Европа".


Пы Сы. Наблюдательные товарищи нашли гораздо больше кроликов в толпе: "Среди "Частей Света" ван Кесселя не одна, а две миниатюры с зайцами/кроликами — та, где коровы и еще та, где на переднем плане орёл терзает лань". Так вот по этому поводу: на второй слева картинке в третьем сверху ряду орёл терзает не лань, а рогатого жёлтого зайца, убегает от него такой же рогатый жёлтый заяц, а в глубине картины изображены ещё два рогатых зайца - белые. Эти чудесные зайцы, джекалопы или зайцелопы - помесь антилоп с зайцами, существовали не только в воображении Яна ван Кесселя, они - плод коллективного воображения. Но прародителем такого чудо-зайца был, видимо, кролик, больной папилломавирусом, как объясняет Википедия.))
Tags: Брейгель, Живопись, интерпретация живописи, натюрморт
Subscribe
promo alexspet март 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments