Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Американский демарш Кристиана Цимермана

Недавно польский пианист Кристиан Цимерман дал сольный концерт в Зеллербах-Холл (Бёркли). Он очень редко появляется в Калифорнии, и не все любители музыки знают это имя: в зале было довольно много незанятых мест. Концерт прошёл блестяще, как и следовало ожидать.
У пианиста несколько собственных «стейнвеев», он профессиональный музыкальный мастер и делает «начинку» собственного изготовления для роялей. Эти регулирующие устройства позволяют значительно улучшить звучание инструмента, приспосабливая рояль к акустике того или иного зала. Я помню, в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов Эмиль Гилельс совершил триумфальную гастрольную поездку через всю страну, заканчивая турне на Дальнем Востоке. Его сопровождали в поездке отличный рояль и настройщик. Что поделаешь, тогда ни в одном из сибирских залов не было пригодного рояля. В США хорошим роялем никого не удивишь, и всё же Цимерман всегда привозит в Америку (да и не только в Америку) один из своих. Вскоре после теракта в Нью-Йорке таможенники в нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди задержали рояль Цимермана и, поскольку запах клея в рояле показался им подозрительным, уничтожили инструмент.
Как обычно, после концерта в Бёркли Цимерман погрузил рояль на специальный прицеп и повёз на своей машине в Лос-Анджелес, где выступил с концертом в концертном зале «Уолт Дисней». Всё шло превосходно, но перед исполнением последнего произведения музыкант обратился к публике с заявлением, что больше в США не приедет в знак протеста против внешней политики страны. Он осудил стремление США и других стран НАТО установить в Польше противоракетную систему, считая это большой опасностью для его страны. «Руки прочь от Польши!» – объявил он. Этот демарш был тем более удивительным, что Цимерман отличается сдержанностью поведения и далёк от митинговых страстей.
Через некоторое время зал успокоился, и Цимерман завершил свою программу. Нужно отметить, что Америка далека от единодушной поддержки военных акций за рубежом, и американцы открыто выражают свою позицию по этой проблеме. Цимерман вправе иметь собственную точку зрения. Единственно, в чём можно его упрекнуть: концерт классической музыки – не то место, где следовало бы обсуждать политические проблемы. Но что творится в интернете, невозможно передать. Мир сошёл с ума. На всех параллелях и меридианах обсуждается и смакуется этот «скандальчик». Сенсация! Какое счастье! Ничего другого о Цимермане никто сказать не может.
Между тем, Кристиан Цимерман является сейчас одним из главных авторитетов в пианизме. Он родился в 1956 году в музыкальной семье. Отец его был концертирующим пианистом и стал первым учителем ребёнка, проявившего раннюю одарённость. Вскоре его частным учителем стал Анджей Ясиньский, который продолжил работу с Кристианом в Катовицкой Академии музыки. Первое публичное выступление вундеркинда состоялось, когда ему было 7 лет. Потом , под гром аплодисментов, он выступал многократно, в том числе и на различных конкурсах, но главным его триумфом стала победа на конкурсе им. Шопена в Варшаве в 1975 году, где Кристиан завоевал не только главный, но и все дополнительные призы..
Конкурс Шопена проводится раз в пять лет и является одним из самых авторитетных и сильных фортепьянных конкурсов Посмотрим, кто были его победителями: Лев Оборин (1927 год), Яков Зак (1937) , Белла Давидович и Черни-Стефанска (1949), Маурицио Поллини (1960), Марта Аргерих (1965), Гарик Олсон (1970), Станислав Бунин (1985), Юнди Ли (2000) и, наконец, Рафал Блечаж (2005), первый польский пианист, ставший победителем конкурса после победы Цимермана в 1975 году. Неплохая компания! Блечаж повторил и другой успех Цимермана, завоевав не только главный приз, но и все четыре дополнительных, среди которых был и приз Кристиана Цимермана. Мы познакомились с Рафалом Блечажем на одном из недавних концертов.
Музыкальные критики поспешили объявить Кристиана специалистом по Шопену. Первые его выступления после конкурса как бы подтверждали такое мнение. Но очень требовательный к себе музыкант вскоре пришёл к убеждению, что ему многому ещё нужно учиться, почти отказался от концертной деятельности и в течение года брал уроки у Артура Рубинштейна, а затем ещё несколько лет провёл в Лондоне, совершенствуя своё мастерство. Верно то, что он является большим специалистом в польской музыке. Верно и то, что он один из лучших интерпретаторов музыкального романтизма.. Но как он играет Баха, Рихарда Штрауса, Прокофьева, современную музыку!
Можно утверждать, что ему подвластны все эпохи и стили в музыкальном искусстве. Вспомните его недавнее исполнение Концерта Лютославского для фортепьяно с оркестром, созданного специально для Цимермана и посвящённого ему. В одной из статей я назвал тогда этот концерт лучшим фортепьянным концертом ХХ столетия и сейчас не открещиваюсь от этих слов. Но ведь на эту оценку в значительной мере повлияло и совершенно блестящее исполнение Цимермана! Он выступает не очень часто, не более 50 концертов в год, и при этом, как вызов самому себе и любителям музыки, старается играть в каждой стране произведения, созданные композиторами этой страны. Добавлю ещё, что любая программа пианиста обязательно включает хотя бы одно произведение польского композитора.
Над каждой программой Цимерман работает очень тщательно и долго, но уже задолго до концертного исполнения он прекращает заниматься ею. Это позволяет ему как бы заново, в присутствии слушателей создавать произведение, что приводит к эффекту спонтанности, но и привносит долю риска. Впрочем, мне не приходилось слышать или читать о каких-либо претензиях к его интерпретациям. Они всегда поражают своей свежестью, необычностью и при этом удивительной убедительностью. Кажется, что Моцарт или Шопен предусматривали именно такое исполнение, такой звук, такую динамику. И этот эффект достигается без привлечения идей аутентичности, которые превращают живую музыку в собрание музейных экспонатов.
Особая статья – записи Цимермана. Уже давно компания Deutsche Grammophon заключила с ним эксклюзивный контракт. Издано 22 записи. Большинство из них получили награды и призы. Например, изданы оба концерта Шопена, где Цимерман выступает в двух ролях – как пианист и как дирижёр созданного им Польского Фестивального оркестра. Я никогда не слышал, чтобы эти концерты были кем-либо исполнены плохо. Шопен этого не допускает. Но запись с Цимерманом поражает воображение. Вступление в Первом концерте звучит медленнее обычного, но сколько деталей выявлено в партитуре, откуда эта пьянящая нега! Как всё нюансировано! Шопен писал об этом вступлении: «Это словно грёзы в прекрасную весеннюю пору, но при луне».
И вот вступает пианист. Девятнадцатилетний влюблённый Шопен поёт свою песню любви. Как она благородна, полна изящества и затаённой страсти. А значительно более взрослый Цимерман вспоминает свою молодость и погружается в неё. Фразировка предельно выразительна и дышит любовью, каждая деталь выявлена и заняла подобающее место в этом страстном и в то же время элегантном признании. А оркестр тоже вдохновлён этими весенними грёзами и полностью поддерживает солиста и сопереживает с ним. Вторая часть мечтательна и исполнена неги. В третьей части юный Шопен увидел, как прекрасен мир и как разнообразен. Сотрудничество Цимермана с Польским Фестивальным оркестром привело к созданию шедевра. С этим оркестром Цимерман исполнил эти концерты в 39 музыкальных центрах мира и продемонстрировал не только своё пианистическое искусство, но и выдающееся дирижёрское мастерство.
Цимерман – очень тонкий стилист с безупречным вкусом. Эти свои качества он убедительно продемонстрировал на недавнем концерте в Бёркли. В первом отделении были исполнены Партита №2 до минор И.С. Баха и последняя, тридцать вторая, соната. Бетховена, наверное, самая сложная его соната как в техническом, так и в интерпретационном отношении.. Интересно было отметить, как разнятся в исполнении Цимермана изобразительные средства при исполнении барочной и романтической музыки. Характер звукоизвлечения, педализация, эмоциональная окраска, вариирование темпов, – всё различалось, и при этом всё казалось совершенно естественным и единственно возможным. В сонате ему особенно удались виртуозные пассажи, игра света с тенью. Ошеломляют «тройные» трели. Несмотря на свою двухчастность, соната оказалась совершенно цельным, законченным произведением.
Программа второго отделения должна была начаться с Брамса, но пианист изменил свои намерения, решив вместо этого исполнить Вторую сонату замечательного польского композитора Гражины Бацевич в связи со столетием со дня её рождения. Она мало известна в России и Америке, но была выдающимся композитором (у неё более ста сочинений различных жанров), скрипачкой, пианисткой и писательницей. Соната оказалась зрелым и очень интересным, динамичным произведением, польским по духу, с сочным, ярким письмом и с композиторской техникой, близкой к неоклассицизму. Некоторое разочарование, связанное с изменением программы, вполне компенсировалось свежими впечатлениями от этой прежде мне неизвестной прекрасной сонаты.

Завершили программу «Вариации на польскую тему» знаменитого польского композитора Карола Шимановского, близкого родственника Генриха Нейгауза и Феликса Блуменфельда. Шимановский исполняется несколько чаще и является признанным классиком польской музыки. В значительной мере он испытал влияние русскихк композиторов, в частности, Скрябина. Написанные молодым тогда ещё композитором, «Вариации» очень разнообразны, требуют первоклассной техники и исполнения на большом душевном подъёме. Всё это присутствовало в полной мере в исполнении Цимермана. После завершения программы пианист несколько раз выходил на поклоны, но, несмотря на бурные овации, ничего не исполнил на бис.
Ещё один раздел его деятельности – камерное исполнительство. Цимерман любит камерную музыку и с удовольствием играет её с такими выдающимися мастерами, как Гидон Кремер, Иегуди Менухин и др. Выступает с лучшими оркестрами и дирижёрами. Ещё одно его увлечение – игра на органе, в чём он тоже преуспел. В начале творческого пути Цимермана его упрекали в сухом интеллектуализме. В последующие годы эти упрёки ушли. Интеллектуал? Да, безусловно. Я бы сказал даже, он мудрый человек. Его игра умна, но столь же и эмоциональна. И всё – в пределах безупречного вкуса и такта.
Проживает он с женой и двумя детьми в Швейцарии, в последние годы увлёкся педагогической деятельностью, преподаёт в Базельской Академии музыки, изъясняется на многих языках, а русским и английским владеет в совершенстве: говорит, пишет и читает. Но лучше всего владеет языком музыки. Интервью даёт редко и неохотно, журналистов не жалует, не любит «купаться в лучах славы»: это не его стиль.

Отсюда http://kstati.net/?p=1443

Великий пианист наших дней
Posted By: Х. Анатольев on: May 28, 2009 Print Email
Issue #737
Tags: Кристиан Цимерман
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments