Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Quando il bello diventa più bello


Quando il bello diventa più bello "Когда красота становится ещё прекраснее" - это подзаголовок с обложки небольшого альбома о Торре Канавезе Torre Canavese. Маленькая коммуна на северо-западе Италии, которая сейчас насчитывает около 650 человек, представляет собой пинакотеку под открытым небом. При этом, здесь есть традиционная - закрытая - пинакотека с картинами местных и зарубежных современных художников и ещё - частная галерея Марко Датрино Marco Datrino в замке на вершине холма, где живёт этот антиквар, коллекционер и меценат. Во многом благодаря его стараниям, а также инициативе муниципалитета Торре Канавезе, который уже не один год возглавляет мэр il sindaco Пьеро Бертинетто Pietro Bertinetto, коммуне не приходится скучать из-за отсутствия интересных культурных событий: ежегодно, перед тем, как разъехаться на летний отдых, в замке Марко Датрино и прямо на улицах городка проводятся в течение недели выставки, концерты, пленэры, встречи с артистами и художниками из больших культурных центров Италии и области Канавезе. Все мероприятия оплачивает муниципалитет и местные меценаты, а для зрителей всё бесплатно, поэтому сюда в это время со всей области, а иногда и из-за пределов Италии съезжаются не только официальные лица и приглашённые весьма состоятельные гости Марко Датрино, но и жители близлежащих селений. Участниками одного из таких фестивалей 18-25 июня 2006 года довелось стать и нам: четырём сотрудникам Киевского музея русского искусства (ныне Киевская национальная картинная галерея) и шести художникам Украины.


Марко Датрино (на снимке он - второй справа) - человек неуёмного темперамента. В 2003 году он смог организовать в своей частной галерее выставку ценнейших экспонатов из Музеев Кремля. На открытие выставки "Сокровища Кремля" приехал Михаил Горбачёв, тогда же Пинакотека Торре Канавезе в память о Раисе Горбачёвой стала официально "имени Раисы Максимовны Горбачёвой". Но ещё в 1996 году Марко Датрино организовал выставку лучших картин из коллекции Киевского музея русского искусства - тогда-то и началось его знакомство с директором (на тот момент) музея Тамарой Солдатовой (на снимке она рядом с ним). Когда позже Марко Датрино и муниципалитет Торре Канавезе решили пригласить для участия в пленэре 2006 года украинских художников, Марко обратился в дирекцию Киевского музея русского искусства с просьбой помочь отобрать художников-участников. Директором на тот момент был уже Юрий Вакуленко ( на фото он - в центре, в очках и белой тенниске), но он с удовольствием откликнулся на просьбу и привлёк для ведения переписки, оформления необходимых документов и виз учёного секретаря - меня то есть.)) Так, через полгода проведённой организационной работы, художники Елена Бабенцова, Николай Журавель, Светлана Лопухова, Николай Муравский, Оксана Стратийчук и Игорь Ступаченко и мы, сотрудники музея-организаторы, оказались в Торре Канавезе. Но обо всём - по порядку.

Историческая область Канавезе - субальпийская географическая территория северо-западной Италии, включающая в себя несколько нынешних официальных провинций Италии, в том числе - Турин региона Пьемонт. Область славится своими замками: практически с каждого ближнего холма в поле зрения попадает башня какого-нибудь замка.)) Когда мы готовились к поездке, наши попытки найти Торре Канавезе на какой-нибудь карте были безуспешны - слишком мал городок. Сейчас о нём можно уже прочитать кое-что в Википедии и увидеть на карте, в каком месте голенища итальянского сапога приблизительно находится эта точка.)) Городок настолько мал, что гостиниц в нём нет, поэтому мы жили в местечке побольше (около 1500 жителей) - Алье Agliè, где находится одна из загородных резиденций Савойской династии - памятник ЮНЕСКО. Замок замечательный, поэтому о нём я расскажу в отдельном посте, а сейчас просто упоминаю Алье в качестве отправной точки для ориентирования на карте.

Розовое пятно на голенище сапога - Пьемонт, тёмно-розовое - провинция Турин, его часть. А муниципалитет Алье - оранжевая "клякса" на схеме провинции Турин - рядом.
"Итак, между Алье и Ивреа, оставив позади Баиро, если поднимете взгляд - увидите на холме справа местечко Торре Канавезе" - напутствует путеводитель по автостраде Алье-Ивреа.

Ну, а на карте Италии, чтобы понять, где относительно Торре Канавезе находятся Турин (20 км по трассе) и Милан (30 км по трассе), я приблизительно отметила Алье и Торре Канавезе ярко-красными точками.


Ну вот, теперь вам понятно, в какой глуши мы оказались.))

Хозяин замка и мэр Торре Канавезе встретили нас у микроавтобуса, присланного за нами в аэропорт Турина, и для начала предложили после перелёта выпить по стаканчику вина в местной пиццерии.


Потом мы прошлись по улицам Торре и увидели на стенах домов картины художников бывшего СССР, которые приезжали сюда на пленэр до нас.


Юрий Вакуленко нашёл "Ночь в Торре" своего коллеги - директора Белорусского национального музея, художника Владимира Прокопцова. Таким художнику запомнился Торре Канавезе с его характерной башней замка.


А башня Porta Ricetto - старая, 15 века, часы на ней уже навсегда показывают одно и то же время - сломаны...


Фото у входа в усадьбу в ожидании отставших...


Вход в галерею Марко Датрино.


Коллекция Марко Датрино включает работы старых мастеров и современных итальянских художников. Много прикладного искусства и скульптур.


Вот это зеркало в роскошной резной барочной посеребрённой раме неизменно привлекало наше внимание всякий раз, как мы заходили в галерею - все здесь перефотографировались.))


Бросив прощальный взгляд на церковь святого Иоанна Евангелиста (её колокольня - приметная вертикаль в силуэте Торре Канавезе), мы отправились на ужин в небольшой частный отель в Алье, где нас и поселили. Завтра предстояло начать работу участникам пленэра...


За неделю пребывания в Торре художникам предстояло, по условиям фестиваля, написать по две композиции акриловыми красками на приготовленных заранее организаторами специальных полимерных панелях: чтобы картины были стойкими к круглогодичному пребыванию на открытом воздухе на стенах домов, выбрана была такая техника. Сюжет мог быть любым, но оговорено было, что живопись будет фигуративной, а не абстрактной. По приезде утром следующего дня в Торре мы, в ожидании старта пленэра, побродили ещё по парку замка...

Светлана Лопухова и Елена Бабенцова отдыхают перед работой...



Оксана Стратийчук и Николай Муравский нашли в парке замка интересную скульптуру...


Работа началась с выбора основы - панелей подходящих размеров для картин.


Художники выбирали панели и готовили краски в гараже напротив Пинакотеки имени Раисы Максимовны Горбачёвой, а я наблюдала процесс из-за стола возле Пинакотеки. Игорь Ступаченко уже выбрал себе всё, что нужно - он тоже за столом.))


По замыслу организаторов места для работы должны были быть доступны для зрителей - наблюдать за процессом создания картин мог бы всякий желающий гость Торре или жители из окон.)) Было, однако, очень жарко - до +30 на солнце, поэтому на открытой террасе, где предстояло работать Светлане Лопуховой, установили огромный зонт; Николай Журавель и Николай Муравский использовали укрытие от солнца возле гаража инженера Альдо, который был открыт на период пленэра для их удобства; а остальные художники - Игорь Ступаченко, Елена Бабенцова и Оксана Стратийчук - работали в прохладе гаража...

Эта открытая терраса - главная площадь, скорее - площадка, городка, где проходят все основные события... Вид на Альпы создаёт потрясающе красивый "задник" для происходящего, причём в любую погоду...


В начале работы художникам пришлось постоять на коленях, чтобы перенести на основу приготовленный дома рисунок или загрунтовать фон. Николай Муравский у входа в гараж инженера Альдо переносит рисунок, стоя на коленях; слева Николай Журавель готовится грунтовать основу; а в глубине гараже - я, сидя в прохладе, слушаю разговор Марко Датрино с нашей переводчицей, уроженкой Прикарпатья, вышедшей замуж за итальянца из здешних мест - мы её ещё увидим на снимках.))


Игорь Ступаченко грунтует основу...


Оксана Стратийчук за работой в гараже...


Светлана Лопухова работает под зонтом на террасе - у неё уже есть зритель, пришедший полюбоваться на пленэр...


Марко Датрино и Пьеро Бертинетто, мэр, тоже наблюдают за работой...


... а чтобы работалось веселее - периодически угощают прохладным вином местного производства - сам мэр угощает (у него в погребах и граппа собственной марки имелась, о чём мы узнали за ужином)...


Инженер Альдо тоже разносит вино, этот старичок - один из богатейших местных домовладельцев, "Ягуар" в его гараже, я полагаю, вы уже приметили.))


Дом инженера Альдо - рядом с башней и входом в замок - справа...


...сразу за входной дверью его дома - выход на террасу, увитую виноградом (Щедрин тут же вспомнился!), с потрясающим видом на Альпы... Мы, конечно, все здесь фотографировались, на фото ниже - Юрий Вакуленко, Николай Журавель и я.


Обедать нас увезли в бывший монастырь в окрестностях Торре, где теперь дом для очень состоятельных престарелых. Стариков накормили до нас - мы видели, как они покидали трапезную монастыря. После смены скатертей и сервировки, нас угощали по такому же меню, как и стариков, но, наверняка, у нас выбор был свободнее. Мы так насытились 5-ю переменами блюд из разнообразных салатов, что отказались от горячего блюда - сразу перешли к десерту, тем более, что жара не побуждала нас есть горячее, а вина за столом тоже было выпито немало.))


Юрий Вакуленко в хорошем расположении духа после обеда обнимает бутылку граппы.))


Я была несколько удивлена безграничным, так сказать, чувством юмора итальянцев, поместивших на стену трапезной в богадельне среди прочей живописи вот такую картинку...


У монастыря, конечно, есть свой парк, в котором мы погуляли и сфотографировались...))


После обеда художники продолжили работу, а организаторы - осмотр замка и коллекции Марко Датрино...


Хозяйские собаки - два сеттера - свободно перемещались по территории и подходили приласкаться, а гуляющий рядом с ними Пиноккио - жёсткошерстная такса - поначалу, ревнуя, сердито тявкал на их фамильярные взаимоотношения с гостями, но после и сам подошёл, чтобы познакомиться поближе...))


К среде основная часть работы художниками уже была сделана, некоторые даже написали дополнительные небольшие картины - на продажу или в подарок по необходимости. Во дворе замка Марко Датрино был устроен приём, на который приехал губернатор провинции с другими гостями...


Губернатор во время осмотра живописных работ "запал" на "Сиесту" - работу Николая Муравского. Он спросил, можно ли найти такую роскошную натуру, если приехать в Украину. Муравский в ответ разрешил ему сделать свой мазок кистью на фоне картины.)))


В четверг был отдых от работы с выездом на целый день в Милан - в музеи. А в пятницу - в ярмарочный день - нас вместе с картинами, мольбертами и прочей оснасткой перевезли в Ривароло Канавезе. Здесь в большом замке показали выставку из работ, привезенных нашими художниками в подарок Пинакотеке имени Раисы Максимовны Горбачёвой. А после на площади перед небольшой церковью художники продолжили пленэр - для местных зрителей...

Обед нам накрыли прямо на этой же площади, на паперти перед церковью - благо там была тень.))


Рука со стаканом вина справа на фото ниже - моя, в тарелке - минестроне - итальянский суп, который я по достоинству оценила тогда в первый раз. Вообще кормили нас очень вкусно и разнообразно, о каждом обеде и ужине и их меню можно было бы написать оду!))


В субботу было намечено закрытие пленэра на террасе перед Пинакотекой и вечером - ужин в средневековом стиле в парке замка. Закрытие прошло нормально: с выставленными готовыми работами, интервью и речами, которые итальянцы очень любят - говорили долго и витиевато! Вместе с работами наших художников были представлены работы итальянцев - абстрактные композиции - которые позже тоже должны были переместиться на стены домов, но на другой улице, отдельно от улицы с "Советским искусством", как они называют, по-прежнему, наше творчество. Стало понятно, почему они хотели фигуративную живопись: во-первых, свои пишут исключительно абстракции, а во-вторых, у них, видимо, свои, традиционные, представления о нашей живописной школе, за пределы которых им выходить не хотелось...

На переднем плане фото - работы итальянцев, остальные - наши.

Интервью директора музея Юрия Вакуленко региональному телевидению...

Фотографии на память...


Замечательная солнечная погода, стоявшая всю неделю, к вечеру испортилась...


...из-за дождя пришлось перенести ужин из парка под укрытие на более позднее время... Представление в средневековых костюмах во время ужина мы смотрели уже вполглаза - уставшие, а сидевшая напротив нас за столом дочка мэра была очень расстроена, что не смогла из-за позднего времени участвовать в этом спектакле...


Еда, приносимая на носилках, выглядела оригинально, но не шла ни в какое сравнение с тем, чем нас кормили раньше.))


Утром нам предстояло улетать из Турина в Париж и дальше - в Киев. У нас остались очень тёплые воспоминания о пребывании в Торре Канавезе. Стараниями коммуны этот городок - настоящий музей, который постоянно пополняется и развивается. Муниципалитет и Марко Датрино вносят достойную лепту в культурную жизнь коммуны, недавно Торре Канавезе стал героем отдельной передачи телепроекта Piccola Grande Italia - о малых муниципалитетах большой Италии. Видео этой передачи могут посмотреть в конце поста те, кто ещё в состоянии воспринимать информацию.)) В фильме хорошо показан городок, его виды, памятники, галерея под открытым небом, мэр Пьеро Бертинетто, Марко Датрино и другие, рассказано о многих их проектах. Говорят они по-итальянски, но о многом я уже рассказала, а остальное понятно из того, что видно.


Попрощаться я хочу вот этим очаровательным фото маленького Даниэле - сына той самой переводчицы. Он рыженький с ярко-голубыми глазами, жаль на фото они получились карими...


Последнее фото - вид от входа в замок на улицу Бальбе - сделан уже после нашего здесь пребывания художниками из Израиля. На стене под аркой справа видна одна из работ Николая Журавля, написанных во время пленэра 2006 года.


Спасибо за внимание и терпение!))
Tags: Музеи в мире
Subscribe
promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments