Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Жизнь за окном

Портной Михаила Глейзера - образ такой знакомый и, одновременно, загадочный - созданный им в 1980 году, шьёт, сидя на столе и поглядывая на жизнь за окном. В 1980 году такого портного встретить было уже почти невозможно, разве что в театре или на страницах книги. Какую жизнь видит за окном этот труженик - местечковую, как другие известные портные этого художника или писателя Григория Кановича, иллюстрации к трилогии которого "Свечи на ветру" в том же 1980 году на республиканской выставке сделали Глейзера широко известным? А может быть, это уже советская жизнь, какой её видел Михаил Глейзер, также получивший по воле отца опыт ученика портного?


Глейзер М.Б. Портной, 1980. Бумага, цветная линогравюра.

Попробуем взглянуть на остальных героев и их профессии на выставке в Киевской национальной картинной галерее, о которой рассказ начался здесь, глазами этого портного...

Возможно, клиентками этого портного были танцовщицы из кабака - как на акварели Бориса Григорьева...

Борис Григорьев. Танцовщицы в кабаке, 1913. Бумага, акварель, белила, бронзовая и серебряная краска.

... или любимая модель Зинаиды Серебряковой, балерина Екатерина Гейденрейх...


Зинаида Серебрякова. После выступления. Балерина К.М.Гейденрейх, 1923. Бумага, пастель.

Видел ли он на арене цирка клоунессу или артистов на театральной сцене, которых запечатлели в виде фарфоровых фигурок на этой полочке уже знакомой нам витрины.


Скульптуры: "Клоунесса, 1840-1850-е, з-д Миклашевского; "Уличный музыкант, 1820-1830-е, з-д Ф.Гарднера"; "Итальянский тенор Д.Б. Рубини. В роли лорда Артура Талбо в опере Беллини "Пуритане". По модели скульптора Ф. Прадье".

А может быть его клиентками были эти балерины...


Фонвизин А.В. Балерина М.Т. Семёнова, 1939. Бумага, акварель.


Фонвизин А.В. Балерина, 1938. Бумага, акварель.

...или актриса с акварели Юрия Пименова?


Пименов Ю.И. Антракт актрисы, 1960. Бумага, чёрная акварель.

Между подлокотником и сиденьем кресла, в котором отдыхает актриса, уютно разместился блик с изображением фотографа с камерой.)))

Приходилось ли этому портному видеть восточные базары, их торговцев, покупателей?


Реджио (Беклемишев) А.Н. На улицах восточного города. Продавец плова, 1880-е. Копия с литографии А.Прециози "Плов". Бумага, акварель.


Реджио (Беклемишев) А.Н. Восточные женщины на базаре, 1880-е. Копия с литографии А.Прециози "Рынок тканей". Бумага, акварель.

...и вот таких носильщиков...


Реджио (Беклемишев) А.Н. Константинополь, 1880-е. Копия с литографии А.Прециози "Носильщик". Бумага, акварель, белила.


Верещагин В.В. Кули, 1875. Дерево, масло, 24,5х15 см.

Кстати, о рамах Верещагина, о которых разгорелся спор посетивших выставку в Третьяковке - вот у этой маленькой картины из нашего музея тоже очень большая относительно размеров её самой рама, вернее даже несколько их - одна в одной.



Не станем спорить, насколько это в стиле эпохи Василия Верещагина, или это его собственный невзыскательный вкус, подумаем о том, насколько такой картине-малышке легче не потеряться на стене рядом с картинами обычных размеров (не говоря уже об очень больших) в такой "многоступенчатой" раме!

Но вернёмся к нашему портному, что если за окном он видел жизнь, которую застали те из нас, кто жил в Советском Союзе? Тогда герои сюжетов выглядели бы так...


Крамаренко Л.Ю. Ткачи, 1935. Бумага, акварель, гуашь.

...или как на этом групповом портрете...


Модоров Ф.А. Ударная комсомольская бригада штукатурщиц Челябинского тракторного завода (Е.Грешкова, Т.Фалилеева, В.Дмитриева, И.Гречкина, 1932. Холст, масло, 125,5х80 см.

...или как на этой всемирно известной картине (я не преувеличиваю: у нас её часто просили на международные выставки в Европе или США) ...


Рянгина С.В. Всё выше, 1934. Холст, масло, 149х100 см.


У кого из живших в ту эпоху не защемит сердце при виде открытых лиц с искренними улыбками...


Сафаргалин А.Г. Доярки. Колхозная молодёжь, 1971. Холст, масло, 153х198.

...или от этой вдохновенной увлечённости настоящим делом!


Пластов А.А. На колхозном току, 1949. Холст, масло, 201,5х384 см.


Миловзоров А.П. Стеклодувы, 1969. Бумага, автолитография.

А такую милую сцену в метро можно было видеть часто - не только метростроевцев, а любых задремавших после ночной смены тружеников...


Сойфертис Л.В. Метростроевцы, 1957. Бумага, акварель.

Я не упомянула одну очень важную профессию, без которой не было бы не только этой выставки, а и картин вообще. Художников за мольбертом на выставке много, но почти все эти картины под стеклом - качественных фото не получилось. Но одна из картин - перенесённая в выставочный зал из нашей постоянной экспозиции - изображение художницы работы Василия Тропинина, получилась сносно по цвету, невзирая на блик. А отражения в стекле экспонатов с противоположной стены можно счесть ...образами будущих работ художницы.))) Ей, а в её лице - и всем художникам - будут адресованы благодарные чувства посетителей художественных выставок за возможность видеть плоды их творчества...


Тропинин В.А. Портрет художницы Любови Степановны Бороздны, урождённой Стромиловой, 1831. Холст, масло, 89,5х72,5 см.
Tags: Зинаида Серебрякова, Картинки с выставки, Киевская национальная картинная галерея, Тропинин, ремесло и искусство
Subscribe
promo nemihail 11:00, sunday 392
Buy for 20 tokens
Многие всё ещё помнят 90-е годы и то, как тогда выясняли отношения. На днях меня пригласили на самую настоящую разборку, чтобы в присутствии уважаемых людей я публично ответил за свои слова, а точнее, за свою позицию, которую обозначил на страницах своего блога в Живом Журнале. Предложение приял и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments