Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Взглядом художника и глазами криминалистов

Я не портретист. Я просто художник
Валентин Серов

Сегодня - день рождения замечательного живописца и графика Валентина Александровича Серова. Об умении Серова передавать характер человека и индивидуальные особенности его внешности написано много, и портреты Валентина Серова - ярчайшее тому подтверждение. Я уже показывала один из его детских рисунков, сделанный им в 14 лет - портрет Эмилии Львовны Праховой из коллекции Киевской национальной картинной галереи в прошлогодней публикации День рождения Серова. Сегодня я расскажу о другом его рисунке, который долгое время считался Портретом неизвестной.

В.А.Серов Портрет неизвестной, 1911. Бумага, уголь, сангина, мел, 68х48,8 см.
Киевская национальная картинная галерея



Предположений о личности изображённой было много, но все они оставались просто предположениями, пока на выставке в музее этот рисунок не увидел киевский художник Вениамин Васильевич Ларин...
Выставка называлась "Великий и прекрасный триумвират. Врубель. Серов. Коровин", интересных рисунков, которые выставляются не так часто из-за уязвимости бумаги и акварели к воздействию света, было в экспозиции много - было над чем поразмышлять. И вот среди всего этого разнообразия взгляд художника уловил знакомые черты на рисунке Серова - актрисы Малого театра Александры Александровны Яблочкиной. О своём впечатлении Вениамин Ларин рассказал куратору выставки - ведущему научному сотруднику музея Наталье Агеевой. Согласиться с его мнением хотелось сразу: на фотографиях известной актрисы она очень похожа на изображение с портрета Серова...
И время создания портрета (дата рядом с подписью срезана кромкой фото),1911 год, соответствует тому периоду, когда Серов создавал портреты артистов Малого театра, а по возрастным признакам изображённой - и тому, как она могла выглядеть в то время: ей было 45 лет. Однако изменить сложившуюся однажды атрибуцию не так легко, как может показаться непосвящённым. Простого мнения, пусть даже авторитетного, для изменения недостаточно, иначе надписи на этикетках будут меняться каждый день, требуются аргументы посерьёзнее. Подготовив все необходимые визуальные материалы, Наталья Агеева обратилась за помощью к криминалистам - в Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД Украины - и попросила дать заключение: изображено ли одно и то же лицо на графическом портрете Валентина Серова и фотоснимках актрисы Малого театра Александры Яблочкиной. Для киевских криминалистов это был первый опыт работы с художественными произведениями, но, тем не менее, он дал очень хорошие результаты - за исключением более тёмного оттенка глаз на цветной фотографии актрисы 1960-х годов по сравнению с рисунком Серова и отличающегося контура бровей все антропометрические показатели совпали: пропорциональное соотношение высоты и ширины лица, форма и контур шеи, линия роста волос, строение и посадка глаз, форма и контур носа, носогубные впадины, контуры подбородка и рта.

Изменение формы бровей для актрисы и вообще женщины - вещь обычная, а оттенок радужной оболочки, как знают профессиональные фотографы, очень зависит от степени расширения зрачка, не говоря уже об освещении в момент съёмки - таким образом можно сказать, что криминалисты практически подтвердили личность изображённой по всем основным признакам.
Как справедливо заметила Наталья Агеева в своей статье для журнала "Страна знаний", успешность портретной идентификации, проведённой киевскими криминалистами, в очень значительной степени зависела от реалистической манеры и умения Серова-портретиста очень точно передавать облик человека. Был бы он кубистом фиг бы кто-нибудь что-нибудь доказал - криминалисты были бы бессильны что-либо доказать.)))
Мне остаётся поблагодарить за предоставленные материалы Наталью Агееву и дать ссылки на её статьи:
Агеева Н.Е. Портрет неизвестной глазами криминалистов//Страна знаний, 2013, №9 с. 37-41.
Агеева Н.Е. В.А.Серов. "Женский портрет" из собрания Киевского национального музея русского искусства. //Валентин Серов и русская культура XIX- начала XX века. Материалы научной конференции - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016, с.245-249.

©Александра Шпетная
Tags: Киевская национальная картинная галерея, Музейное закулисье, Серов, дебри атрибуции, рисунки и акварели
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments