Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

"Айвазовское" море

В 2011 году в центре Вены почти пять месяцев штормило, играло волной, сверкало зеркальной гладью в призрачном свете луны или лучах заходящего солнца одно из самых живописных морей мира - море Айвазовского.


Буря.1872,110 х 132,5 см. Киевский музей русского искусства

Берег моря. 1861, 20 х 25 см. Киевский музей русского искусства

В выставочных залах Банка Австрии "Kunstforum" были представлены около 200 работ знаменитого русского мариниста из Государственного Русского музея и Центрального Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге, Музея-заповедника "Петергоф", Киевского музея русского искусства, Музея армянской конгрегации мхитаристов при монастыре на о-ве св. Лазаря в Венеции, где когда-то проходил послушание родной брат И.К. Айвазовского, и, конечно же - из Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского. Собрать из разных стран на выставку такое количество картин - дело хлопотное и весьма затратное даже для столь внушительного куратора, как Банк Австрии. Кризис 2008 года, кстати, вынудил организаторов отложить открытие выставки на 2 года. Переговоры и подготовка к выставке велись долго: необходимо было учесть множество юридических тонкостей, в том числе и тот факт, что по завещанию И.К. Айвазовского картины, подаренные им родному городу, не должны покидать стены картинной галереи без веских на то оснований.


И.К. Айвазовский.
Автопортрет. 1898.
Феодосийская картинная галерея


На обложке каталога, изданного организаторами выставки "Иван Константинович Айвазовский - художник моря", воспроизведена одна из самых крупных работ Айвазовского, и самая большая картина на выставке (3 х 5 метров) - "Волна"


Волна. 1889, 304 х 505 см. Государственный Русский музей, СПб.

Транспортировка больших картин, помимо обычных угроз для сохранности живописи при перевозке и смене условий хранения, создает дополнительные трудности: огромные полотна невозможно вынести из помещения и доставить к месту экспонирования иначе, чем сняв их с подрамника и накатав на специально изготовленный деревянный вал. По прибытии полотно снимают с вала и вновь натягивают на подрамник. По окончании выставки процесс повторяется в обратном порядке от места выставки к месту хранения. Именно из-за большого риска и затрат на сложную транспортировку большие полотна редко покидают стены родных музеев. Надо ли говорить, что организаторы выставки были очень обрадованы согласием руководства Государственного Русского музея предоставить на выставку "Волну". На видеоролике в конце поста есть эпизод с распаковкой и снятием с вала картины "Волна". Кроме "Волны" Государственный Русский музей предоставил на выставку еще несколько крупных работ, которые входят в его постоянную экспозицию, в том числе знаменитый "Девятый вал"


Девятый вал.1850, 221 х 332 см. Государственный Русский музей, СПб.

Киевский музей русского искусства предоставил на выставку 6 небольших картин, которые были отобраны кураторами из Вены. В каталог включены только две из них, показанные на первых двух фотографиях. Остальные четыре были отобраны вместо картин из Одесского художественного музея, которые не смогли участвовать в выставке. Замена произошла уже после выхода каталога из печати: получилось, что отсутствовавшие на выставке картины в каталоге были, а находившиеся в реальной экспозиции картины не были представлены в каталоге. Такие казусы, к большому сожалению посетителей выставок, случаются довольно часто. По прошествии времени каталог, единственный печатный источник о давней выставке, может ввести в заблуждение исследователей.
Один из баннеров на фасаде "Кунстфорума" с надписью "der Russische Turner" доносит странную, на первый взгляд, идею кураторов выставки сравнить русского мариниста с английским, совершенно не схожим с ним по художественной манере. Однако, руководствуясь тем фактом, что Тернер состоял в переписке с Айвазовским, восхищался его мастерством и признавал, что русский художник ощутимо повлиял на его творчество, кураторы выставки постарались подтвердить это, отобрав для экспозиции не только сцены кораблекрушений и штормов,


Кораблекрушение у горы Афон. 1856, 97 х 148 см. Центральный Военно-Морской музей. СПб.


Берег моря. 1886, 46,5 х 67 см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского



Шторм у мыса Айя. 1875, 215 х 325 см. Государственный Русский музей, СПб.


"Императрица Мария" в шторм. 1892, 224 х 354 см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

а также сцены морских сражений,


Синопское сражение. День. 1853, 223 х 332 см. Центральный Военно-Морской музей, СПб.


Синопское сражение. Ночь. 1853. 220 х 331 см. Центральный Военно-Морской музей, СПб.

но также библейские сюжеты и картины мистического содержания


Всемирный потоп. 1864, 246,5 х 319,5 см. Государственный Русский музей, СПб.



Сотворение мира. 1864, 196 х 233 см. Государственный Русский музей, СПб.

1. 2.

1. Буря в Северном море. 1865, 267 х 196 см. Феодосийская картинная галерея
2. Хаос.1841, 104 х 74 см. Музей монастыря Сан-Ладзаро, Венеция


Сильнейшее впечатление, судя по отзывам в интернете, произвела на некоторых посетителей выставки картина-аллегория, посвященная гибели "Лефорта", 84-пушечного линейного корабля, который затонул 10 сентября 1857 года на Балтике, вместе со всей командой из 843 человек и находившихся на борту 66 женщин и 19 детей, следовавших в качестве членов семей офицеров из Ревеля на зимнюю стоянку в Кронштадт.


Гибель 84-пушечного корабля "Лефорт" (Аллегория). 1858, 102 х 81 см.
Центральный Военно-Морской музей, СПб.


Мастерство Айвазовского в передаче эффектов лунного освещения прекрасно продемонстрировали несколько ночных пейзажей


Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842, 91 х 142 см.
Феодосийская картинная галерея


1. 2.
1. Лунная ночь в Крыму. 1859, 58,3 х 76,2 см. Государственный Русский музей, СПБ
2. Лунная ночь. 1888, 80 х 125 см. Центральный Военно-Морской музей, СПб


Как и многие другие художники, оставившие после себя огромное творческое наследие, Айвазовский часто использовал в своих работах повторяющиеся композиционные приемы (как в силуэтах пиний на берегу моря в ночных пейзажах), а также одинаковые фактурные приемы в передаче облаков, блеска воды, сетки пены на поверхности волн. Это стало его узнаваемым авторским почерком.


Облака над тихим морем. 1889, 112 х 146 см. Государственный Русский музей, СПб.

Авторам выставки показалось интересным сопоставить две работы Айвазовского с изображением Ниагарского водопада, написанные им после поездки в Америку.

1. 2.
1. Ниагарский водопад. 1892, 105 х 183 см. Музей монастыря Сан Ладзаро, Венеция
2. Ниагарский водопад. 1893, 126 х 164 см. Феодосийская картинная галерея


Интригующим было другое сопоставление: картины "Вид Константинополя и Босфора" из частной коллекции в Стамбуле, предоставленной на выставку аукционным домом Sotheby's, и известного полотна из Государственного Русского музея "Вид Константинополя в лунном свете". За предоставление картин на выставку организаторы выплачивают музеям, помимо транспортных расходов и страхования экспонатов, крупные гонорары в валюте, которые расходуются на реставрацию или другие музейные нужды. В случае с картиной из частной коллекции, предоставленной аукционным домом Sotheby's, заинтересованной стороной, безусловно, были владельцы картины и аукционисты: участие в столь серьезной выставке рядом со знаменитыми экспонатами из всемирно известных музеев весьма существенно влияет на повышения рейтинга картины и укрепляет ее провенанс, даже если происхождение работы было несколько сомнительным. Скорее всего за участие в выставке заплатил аукционный дом, либо договорился с организаторами выставки о каких-то взаимных бонусах. Спустя полгода после закрытия выставки, в апреле 2012 года картина из частного собрания "Вид Константинополя и Босфора" была продана на аукционе Sotheby's за рекордную сумму 3 млн. 230 тыс. фунтов стерлингов - рекламная акция удалась!

Вид Константинополя в лунном свете. 1846, 124,5 х 192,5 см.
Государственный Русский музей, СПб



Вид Константинополя и Босфора. 1856, 125 х 195 см.
Частное собрание Стамбул. Предоставлено аукционным домом Sotheby's


Интересное изображение замерзшего Босфора поместили в одной из вступительных статей к каталогу. Картина находится в Президентском дворце в Анкаре, но в выставке она участия не принимала

Замерзший Босфор под снегом, 1874. Президентский дворец, Анкара.

Наверное, обзор выставки был бы неполным без знаменитых "Ледяных гор" из Феодосийской картинной галереи.


Ледяные горы. 1870, 112 х 136 см. Феодосийская картинная галерея

Много лет назад, в далеком 1970 году, я вместе с родителями впервые увидела эту картину в Феодосийской картинной галерее. Знойный июль, казалось, плавил стеклянную крышу галереи. Мы переходили от полотна к полотну, и вдруг - пронизанный солнцем морской вал, переливаясь всеми оттенками бирюзы и янтаря, готов был выплеснуться за пределы рамы и окатить всех с головы до ног, оставив вокруг лишь кружева белой пены. В душном перегретом воздухе галереи пахнуло свежим морским бризом и водорослями, - перед нами было полотно "Среди волн".



Это было самым сильным впечатлением от встречи с живописью Айвазовского. С тех пор и до настоящего времени, уже став искусствоведом, я привычно ищу в картинах Айвазовского что-то, что позволит мне вновь пережить волшебство встречи с живой морской стихией.


Автопортрет И.К. Айвазовского 1899 года и палитра художника. Феодосийская картинная галерея.

Небольшой видеоролик, подготовленный кураторами выставки в Вене, позволит лучше представить, как выглядели картины Айвазовского в залах "Кунстфорума"



Александра Шпетная

Фотографии экспонатов выставки взяты из каталога "Aiwasowski. Maler des Meeres" и из открытых ресурсов интернета.
Tags: Айвазовский, Вена, Кунстфорум, аукционы, выставка, живопись
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →