Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

ОБЛЕТЕТЬ БЫ ВОКРУГ ШАРИКА…


Златовратский А.Н. Портрет летчицы Полины Осипенко. Голова, мрамор, 1939 (?). 42х48,5х42,5 см. Фото Игоря Савицкого.
8 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Полины Осипенко. У нашего времени другие кумиры, и юбилей прошёл незамеченным, но в далёкие 30-е годы отважная лётчица, сумевшая за неполные 32 года превратиться из крестьянской девчонки с двумя классами церковно-приходской школы в покорительницу неба, была легендой своего времени. В Киевской национальной картинной галерее хранится прекрасный скульптурный портрет Полины Осипенко работы скульптора Александра Златовратского: лётчица смотрит в небо, на её лице – дымка грусти о незавершённом и несбывшемся. Невольно вспоминаются слова Осипенко, приведённые в одной из публикаций: «Облететь бы вокруг шарика…»
Портрет Полины Осипенко Александра Златовратского и в наше время привлекает внимание своим необычным решением среди традиционных бюстов и голов на кубических подставках. Интересно сочетание различных приёмов фактурной обработки мрамора: шлифовки в сочетании с лёгкой обработкой троянкой (лицо) и взрыхленной шпунтом и скарпелем поверхности (лётный шлем, воротник), - которое усиливает выразительность пластической моделировки и способствует созданию запоминающегося образа. Скульптор удачно выбрал меру изобразительности и обобщённости, избежав в равной степени и формалистического подхода, в чём его в свое время упрекали, и натуралистичности в изображении деталей. Тем не менее, эта работа скульптора до сих пор остаётся практически неизвестной в истории советской скульптуры. Безусловно, 1930-е годы – время новаторских поисков и создания подлинных шедевров Веры Мухиной, Ивана Шадра и других крупнейших скульпторов, начавших свой творческий путь на рубеже веков, поэтому, на первый взгляд, кажется естественным, что работа Александра Златовратского осталась незамеченной критиками. И всё же - скульптура привлекает внимание достаточно новаторским для своего времени композиционным и пластическим решением, кроме того речь идёт о портрете знаменитой лётчицы, Герое Советского Союза, странно, что об этом портрете забыли…


Златовратский А.Н. Портрет летчицы Полины Осипенко. Голова, мрамор, 1939 (?). 42х48,5х42,5 см. Фото Игоря Савицкого.

Судя по официальной биографии, скульптор Александр Николаевич Златовратский, сын известного писателя-«народника», был одним из создателей Общества русских скульпторов, активно работал в осуществлении Ленинского плана монументальной пропаганды, но 1930-е годы стали для него временем творческого спада. Напрашивалась мысль, что скульптор подвергся репрессиям. Однако, изучение архивного фонда Александра Златовратского в Российском государственном архиве литературы и искусства опровергло эту версию: все годы вплоть до своей юбилейной выставки в 1958 году скульптор состоял в активной переписке со многими деятелями культуры и должностными лицами государственных учреждений, что подтверждают наименования дел из описи его фонда. На наш запрос РГАЛИ прислал две фотографии из фонда А.Н.Златовратского, сделанные скульптором в своей мастерской в 1930-х годах в процессе работы над образом Полины Осипенко. На первой из них колоссальный бюст, законченный в глине, находится на бюстовом станке, а у подножия станка видна гипсовая голова - портрет Полины Осипенко, мраморный экземпляр которого находится ныне в нашем музее, только без подставки в виде воротника летного комбинезона.

А.Н.Златовратский. Портрет Полины Осипенко. Бюст. Архивное фото (РГАЛИ, ф.202, оп.2, ед. хр. 46, л.3).

Вторая фотография представляет фигуру летчицы во весь рост, также выполненную в глине и находящуюся на фигурном станке. Натурализм в проработке деталей этой скульптуры доведен почти до гротеска. Машинописная надпись под фотографией гласит: " П. Осипенко. 1930 г. г. Одесса. Дом авиации ".

А.Н.Златовратский. Портрет Полины Осипенко. Архивное фото (РГАЛИ, ф.202, оп.2, ед. хр. 46, л.1,2.).

Дата в надписи под фото ошибочна: П.Осипенко изображена с орденом Ленина на гимнастерке, которым она была награждена одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза 2 ноября 1938 года за участие в беспосадочном перелёте Москва - Дальний Восток на самолёте "Родина".
Попытка установить возможное местонахождение этой скульптуры в каком-либо из авиационных учреждений Одессы результатов не дала.

Интересно, тем не менее, что скульптором были созданы в один короткий период времени столь разные стилистически и по художественному замыслу портреты Полины Осипенко. Это свидетельствует о напряжённой работе скульптора над образом лётчицы, а перевод одного из вариантов портрета в дорогостоящий мрамор – ещё и о наличии заказа. Но ни для одного из известных сегодня памятников скульптура Александра Златовратского не стала моделью.
Сотрудникам музея Полины Осипенко о её портрете работы скульптора А.Н.Златовратского ничего известно не было. Оставалась надежда найти упоминание о нём в выставочных каталогах и прессе того времени.
Поиск информации в периодических изданиях за 1939-40 годы наконец дал результат: в журнале "Искусство " (№2 за 1940 год) опубликована статья Марка Неймана " Заметки о скульптурном портрете ", посвящённая выставке к 60-летию И.В. Сталина "Сталин и люди советской страны". Три строки отведены замечанию критика о представленном на этой выставке портрете Полины Осипенко: "Недоумение вызывает бюст П.Д. Осипенко, работы А. Златовратского. Я долго размышлял о том, какой смысл имеет голова, положенная на гипсовое основание, как на тарелку. Наивное решение!"
Иллюстрации этого портрета в журнале нет, но, судя по описанию, речь идёт именно о нашем экспонате. Хотя критик и называет портретную голову бюстом, но далее указывает на необычное композиционное решение, собственно и вызвавшее его недоумение: голова, положенная на плоское гипсовое основание.
Ассоциация с головой на тарелке, упомянутой критиком (как голова Иоанна Крестителя на блюде?), в то время, да ещё после гибели П.Осипенко при не до конца выясненных обстоятельствах, была, конечно, слишком опасной аллюзией. Скульптура больше никогда и нигде не выставлялась. В фонды нашего музея она поступила в 1946 году, вероятно, "подальше от греха".
Героиня-лётчица, настоящая звезда своего времени, и поныне пленяет воображение истинных романтиков. Она сумела стать воистину новой, небывалой женщиной, осуществив, казалось бы, немыслимое. Скульптурный портрет Александра Златовратского вполне соответствует такому романтическому представлению о Полине Осипенко и по своим художественным достоинствам заслуживает на достойное место в ряду лучших скульптурных портретов 1930-1940-х годов.

Источники:
1. Нейман Марк. Заметки о скульптурном портрете/ Журнал «Искусство»,№ 2, 1940, стр. 35.
2. РГАЛИ. Ф.202, оп.2, ед. хр. 46, л. 1,2,3.
3. Шпетная Александра. Опальный портрет/ Журнал «Антиквар», №4 (72), 2013.

©Александра Шпетная – текст.
©Киевская национальная картинная галерея, Савицкий И.А. – фото скульптуры Златовратского в музее.
©РГАЛИ – архивные фото.
Tags: Киевская национальная картинная галерея, Скульптура
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments