Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Стадии любви...


Франсуа-Юбер Друэ. Портрет графини дю Барри в образе Флоры, 1769. Холст, масло, 70,5х58 см. Дворец Версаль.

Прелестная гризетка Мари Жанна Бекю (Marie-Jeanne Bécu), ставшая в 26 лет графиней Дюбарри (comtesse du Barry) и официальной фавориткой Людовика XV, заставила забыть 58-летнего короля, пребывавшего в чёрной меланхолии, всё, чем прельщала его умершая мадам де Помпадур, и признать, что новая любовница "научила его таким вещам, о которых он и не подозревал". На портрете мадам Дюбарри, написанном придворным живописцем Друэ через год после её знакомства с королём, она предстаёт в образе Флоры - ей и в самом деле нравилось встречать своего царственного любовника в дезабилье, украшенном цветами. Обольстительной фаворитке, как никому другому, были известны все стадии и уловки любви - любви куртуазной, придворной. В отличие от мудрой мадам де Помпадур, любовь короля не принесла ей счастья, а, напротив, привела её на эшафот, но речь пойдёт не о превратностях судьбы любовницы короля, а о картинах на тему куртуазной любви: в продолжение поста о Фрагонаре [Мастер и Маргерит]http://alexspet.livejournal.com/233931.html - расскажу об интересной интерпретации серии больших декоративных полотен Фрагонара "Стадии любви", выполненных им для графини Дюбарри.


Четыре основных картины этой серии были написаны Фрагонаром в течение одного года с 1771 по 1772. Стилистически они вполне укладываются в уже отживавший своё, но ещё модный сюжет галантных сцен. У Фрагонара, впрочем, помимо принятых в рококо эмблем и символов, помогающих раскрыть сюжет каждой из сцен, заложена здесь благородная идея, вполне достойная энциклопедистов: о трансформации любви из страсти в нежную дружбу и верности навсегда - несколько наивный для придворных нравов того времени сюжет, не правда ли?)) Из-за такой декларативной назидательности в духе Руссо, не вяжущейся с представлениями о действительности галантного века, серию картин до сих пор пытаются представить в другом ключе, поменяв местами третью и четвёртую картины - так, чтобы чтение любовных писем предшествовало триумфу любовников в сцене "коронации" любовника венком. Однако, обо всём - по порядку.


Преследование,1771-1772. Холст, масло, 317,8×215,6 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
(Все картинки - кликабельны).
Первая картина - "Преследование" - представляет юношу с цветком, который он подносит своей избраннице. Она убегает, теряя шляпку, но не слишком торопясь... Ключом к пониманию сюжета служит фонтан со скульптурной группой на заднем плане: дельфин, из пасти которого льются потоки воды, и два путти, изо всех сил удерживающие его. Дельфин считался посланником и посредником Юпитера в любовных делах: находил ему красивых девушек. Здесь он символизирует еле сдерживаемое желание - оно просто витает в воздухе, но для любви ещё не время...


Свидание,1771-1772. Холст, масло, 317,5×243,8 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Свидание в цветущем саду на следующей картине кажется гораздо ближе к кульминации любовных приключений, но для неё всё ещё не время: за фигурами тревожно вглядывающейся в глубину сада девушки и перелезающего по приставной лестнице через стену юноши мы видим на заднем плане новую скульптурную группу - Венера не даёт маленькому, нетерпеливо тянущему ней ручонки, Купидону завладеть колчаном со стрелами. Обе эти картины должны были размещаться по сторонам окна, выходящего в реальный сад: входящий через дверь Салона в Павильоне музыки в Лувесьенне должен был увидеть напротив "Преследование", затем вид сада за окном и сад на картине "Свидание", где девушка как будто смотрит через сад на картине в сад за окном. Обогнув комнату и обернувшись, зритель должен был увидеть другую пару картин по сторонам двери, в которую он вошёл.


Увенчание возлюбленного,1771-1772. Холст, масло, 317,8×243,2 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Если на первой паре картин цветение представлено в начальной стадии - больше бутонов, чем цветов, то на картине "Увенчание возлюбленного" сад максимально зелен и полон цветов. Аромат пионов, роз, апельсиновых и миртовых деревьев почти явственно ощутим. Пара юных любовников в театральных костюмах позируют молодому художнику после окончания пасторали, которую они, очевидно, сыграли. На постаменте слева на заднем плане скульптурный Купидон сладко спит: его колчан пуст - дело сделано, любовь достигла полноты выражения!


Любовные письма,1771-1772. Холст, масло, 317,2×216,9 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
В заключительной сцене повзрослевшие любовники перечитывают свои любовные письма (с хорошо различимыми сургучными печатями на некоторых), вспоминая историю своей любви. Силуэтам сидящей на алтаре любви молодой женщины и возлюбленного, прильнувшего к её плечу, вторят погружённые в тишину и покой деревья, сомкнувшие кроны. Немногочисленные цветы у подножия алтаря любви окружают маленькую собачку у ног любовников - символ верности. Более пышные гирлянды обвивают постамент статуи: Венера прижимает к груди сердце, к которому тянет ручонки неугомонный Купидон - любовь отцвела и наступило время преданной и долгой дружбы, но сердце отдаётся один раз и навсегда!)))

Красивая история, воплощённая в картинах Фрагонара предназначалась для Салона в Павильоне музыки мадам Дюбарри, но картины были ею отвергнуты. По одной из версий, они не подошли к классицистической архитектуре Павильона. Построенный для мадам Дюбарри по проекту Клода-Никола Леду Павильон де мюзик в Лувесьенне отделывался лучшими декораторами, художниками, скульпторами и мебельщиками того времени.



Для размещения декоративных панно Фрагонара был отведён угловой подковообразный салон справа вверху на плане павильона :


За отвергнутые картины Фрагонар, потративший на них целый год напряжённого труда, денег так и не получил - это, вместе с публичным отказом от работ, было для него большим ударом. Картины оставались у него, и после революции он с семьёй уехал в 1790 году на родину - в Грасс и увёз их с собой. Здесь через некоторое время он продал их своему богатому кузену, владевшему парфюмерной фабрикой, для его виллы. Комната, в которой должны были разместить четыре картины, была значительно больше, чем Салон мадам Дюбарри. Поэтому Фрагонар написал дополнительно несколько десюдепортов (украшений над дверями) с изображениями путти, а также ещё два больших панно - картины "Триумф любви" и "Мечтания". Вторая из них в Википедии почему-то датирована 1772 годом, как начальная серия, но я поставила 1791 год с вопросом, так как куратор коллекции Фрика, где теперь хранятся все картины, упоминал о её написании именно для виллы кузена.


Триумф любви, 1791. Холст, масло. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
"Триумф любви" размещался над камином, и до сих пор, словно, хранит отсветы пламени, когда-то полыхавшего в очаге. Красноватый общий тон живописи, вероятно из-за просвечивающего подмалёвка или популярного в то время красновато-коричневого грунта, дополнительно подчёркнут красными линиями не перекрытого живописью рисунка. В целом эта и вторая картины очень эскизны: их живописная манера далека от той законченности и тщательности письма, которая присуща первым четырём картинам. К тому же страсти здесь полыхают гораздо более откровенно, неприкрытые и намёком на целомудренность - эротика взяла верх над благоразумием: в "Триумфе любви" пара ангелочков в центре композиции показаны в страстных объятиях, а едва намеченная, окутанная дымом фигура путти внизу под ними - это попранная Ревность.


Мечтания, после 1790 (?). Холст, масло, 317,8×197,2 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Раскинувшаяся в томном ожидании любовника фигура молодой женщины на втором панно "Мечтания" также откровенно демонстрирует предмет её мечтаний. Солнечные часы на постаменте, к которому она прислонилась, показывают полдень: время дневного отдыха пастухов. Сейчас должен появиться герой разыгрываемой пасторали, и она достигнет кульминации.

Все живописные панно из первоначальной серии "Стадий любви" и написанные к ним дополнительные картины пробыли на вилле кузена Фрагонара сто лет, после чего оказались в коллекции Джона Пирпонта Моргана I в его доме в Лондоне. Здесь для демонстрации серии картин создали специальное помещение. После смерти Моргана вся его коллекция, включая "Стадии любви", экспонировалась на мемориальной выставке в Метрополитен-музее. Здесь и увидел серию Генри Клэй Фрик, который к тому времени перебрался с семьёй из Питтсбурга в Нью-Йорк и начал строить большое здание для себя и размещения своей обширной художественной коллекции на Пятой авеню. Фрик договорился с наследниками Моргана о покупке живописных панно Фрагонара "Стадии любви" и в 1915 году они поступили в его коллекцию, а в 1916 году картины были окончательно монтированы на стенах специально созданного для них зала в здании на Пятом авеню.

По этой ссылке можно посмотреть интерьер в здании Коллекции Фрика, где находится серия декоративных панно и десюдепортов Фрагонара "Стадии любви": http://goo.gl/maps/hLFVSmp4Gx22

Послушать и посмотреть Колина Б. Бейли, директора Музея искусств Сан-Франциско и бывшего куратора Собрания Фрика, который излагает пересказанную мной историю можно на этом видео:



Tags: Живопись, Фрагонар, интерпретация живописи
Subscribe
promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments