Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Мастер и Маргерит


Фрагонар. Автопортрет, около 1800-1806. Холст, масло. Музей Фрагонара в Грасе.

Всякий родившийся в Грасе обречён стать парфюмером. Иногда кому-нибудь очень талантливому и своенравному удаётся избежать такого предначертания, не взирая даже на то, что парфюмерия приносит успех семейному бизнесу. Отец Жана-Оноре Фрагонара - Франсуа Фрагонар - был хорошим перчаточником, которому однажды пришло в голову сделать приятным запах перчаточной кожи при помощи парфюмерных отдушек. Затея имела успех - продажа перчаток увеличилась. Сыну его, однако, было суждено стать художником, и он им стал, пройдя обучение у Шардена, потом у Буше, поднабравшись впечатлений и опыта у итальянцев в Риме, где более всего на него произвёл впечатление Джованни-Баттиста Тьеполо. Композиции он учился у всех уже упомянутых мастеров, но весьма основательно, также, он изучал голландцев и фламандцев. В результате такого свободного обучения сформировался довольно самобытный художник с живой и непосредственной живописной манерой. Во Франции ему пришлось подстроиться под модный аристократический стиль рококо (надо же было обеспечить себя заказами), но если приглядеться повнимательней, то большинство работ Фрагонара, если не по сюжету, то по живописному приёму, слишком индивидуальны, чтобы их можно было спутать с живописью мэтра Буше или многочисленных мастеров рококо второго ряда - Ланкре, Патером и прочими авторами бесчисленных галантных сцен. Две парные декоративные композиции с аллегориями любви из Национальной галереи в Вашингтоне прекрасно демонстрируют лёгкую и стремительную кисть Фрагонара, его достаточно насыщенную палитру, которой чужды чересчур разбеленные модные рокайльные оттенки. (Все картинки кликабельны).


Любовь как безрассудство и Любовь-часовой, 1773-1776.
Холст, масло, 56,2х47,3. Вашингтонская национальная галерея


Избежав участи парфюмера, Фрагонар, однако не порвал ни с Грасом, ни с парфюмерией насовсем - он женился на дочери парфюмера из Граса Клода Жерара. К тому же, когда младшей дочери Клода Жерара, Маргерит, исполнилось 14 лет, она переехала в Париж к Фрагонарам и стала учиться живописи у своего зятя. Жан-Оноре Фрагонар написал несколько картин вместе со своей ученицей-свояченицей, которая жила в его доме и работала в его мастерской рядом с ним. Мастер и Маргерит оставили в итоге несколько работ, которые эксперты затрудняются точно приписать кому-либо одному из них.



Фрагонар. Автопортрет. Бумага, чёрный грифель, сангина, диаметр 12,6 см. Лувр; Портрет Маргерит Жерар в возрасте 17 лет, около 1778. Бумага, кисть, отмывка коричневым, чёрный грифель, 18х12,6 см. Музей искусств и археологии Безансона.

Конечно, такие великолепные живописные работы, как знаменитые "Счастливые возможности качелей", не вызывают сомнения в авторстве.


Фрагонар. Счастливые возможности качелей, 1767-68 годы.
Холст, масло, 81х64 см. Коллекция Уоллеса, Лондон.


В той же коллекции Уоллеса, где находятся "Качели", есть небольшой портрет-миниатюра на слоновой кости, на котором изображена Маргерит с палитрой и кистью у мольберта.

Франсуа Дюмон. Маргерит Жерар, 1793. Слоновая кость,
живопись, 16х12 см. Коллекция Уоллеса(Wallace Collection), Лондон.


Изысканны по колориту и виртуозно написаны "Купальщицы" Фрагонара из Лувра:


Фрагонар. Купальщицы, 1765. Холст, масло, 64Х80 см.
Лувр.


Портреты Фрагонара ещё меньше укладываются в рамки рококо, чем его аллегорические и будуарные сюжеты: свободная кисть, змеистый темпераментный мазок, не скованные ремесленным желанием подчинить их передаче фактур предметов; колорит, прекрасно передающий характер и настроение модели...


Фрагонар. Читающая девушка, между 1770-1772. Холст,
масло, 82х65 см. Вашингтонская национальная галерея.



Фрагонар. Дама с собачкой, около 1769. Холст, масло,
81,3x65,4 см. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.


А вот и совместная работа Мастера и Маргерит - жанровая сценка "Ангорский кот". Здесь весь набор виртуоза-живописца наличествует: блестящий серебряный шар в центре композиции занимает не только внимание белого пушистого кота, пытающегося поймать своё отражение, - зритель с удовольствием включается в разглядывание отраженной поверхностью шара сцены в глубине комнаты.


Жан-Оноре Фрагонар, Маргерит Жерар. Ангорский кот, около 1783. Холст, масло, 65х53,5 см. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.

Самостоятельные работы Маргерит не настолько интересны композиционно и с точки зрения живописного мастерства: в них много ремесленного и мало подлинного вдохновения. Женская наблюдательность и добродушный юмор, тем не менее, вносят порой в картины Маргерит живые детали, как вот эти ходунки из лозы:


Маргерит Жерар. Первые шаги, около 1788. Холст, масло,
45,5х55 см. Государственный Эрмитаж.


А вот этот двойной портрет получился скучным, несмотря на такую интересную идею "портрета в портрете":


Маргерит Жерар. Художница пишет портрет гитаристки, около 1803. Дерево, масло, 61х52 см. Государственный Эрмитаж.

Вероятно всё же Маргерит Жерар легко поддавалась влиянию Мастера: в портрете Фрагонара она отказалась от сглаженной скучной живописной поверхности в пользу подвижного, изменчивого мазка - образ получился живым и очень человечным...


Маргерит Жерар. Портрет Фрагонара, 18 в. Дерево, масло,
21,8х16,1 см. Частная коллекция

Tags: Живопись, Фрагонар
Subscribe
promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments