Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Наглядно о виртуозности

Небольшая виртуозная пьеса Роберта Шумана, который сам был великолепным концертирующим пианистом, Токката до мажор ор. 7 - пробный камень для многих исполнителей. Есть много вариантов исполнения Токкаты, в которых пианисты в полной мере демонстрируют не только своё техническое мастерство, но и способность к неординарной музыкальной интерпретации этого произведения. Предлагаю несколько записей, которые наглядно демонстрируют разное понимание исполнителями сути виртуозности.

Для начала - исполнение Святослава Рихтера, эмоциональное и яркое, очень разнообразное в приёмах извлечения звука в разных частях пьесы. Сама токкатная, неудержимая как весеннее половодье, фактура "не лезет в уши" своей технической сложностью, а используется пианистом для создания глубокого и то прозрачного, то насыщенного красками фона, выгодно оттеняющего "русло" основных музыкальных потоков.))




Самсон Франсуа демонстрирует обычную лёгкость и изящество в исполнении виртуозных произведений, сохраняя при этом богатство нюансировки, не демонстрируя слушателю "героическое преодоление" технических сложностей.



Спринтер Карло Ломбарди как всегда выбирает запредельно быстрый темп, очевидно, чтобы прибежать к финалу первым - остальные подробности, вроде звуковой нюансировки и динамики звука, его волнуют мало.)))



Марта Аргерих играет стремительно, но её "весеннее половодье" - это весёлые ручейки, временами замедляющие свой бег, огибая камешки и другие препятствия на своём пути, чтобы в следующую секунду рассыпаться искрами брызг и ещё стремительней побежать дальше - весело, весело, очень весело!!!



Для самых выносливых - ещё один вариант напоследок, - интерпретация Иво Погорелича. Он постарался всюду, где только возможно, заменить связное исполнение "рассыпчатым" стаккато и не применять для этой же цели правую педаль. Такое звучание, при всём желании, не сравнить ни с половодьем, ни даже с ручейком... немного механичной кажется такая настойчивая манера сохранить прозрачность и ровность звучания - что-то вроде жужжания прялки. Всё, однако, меняется в средней части и финале: здесь появляются и слитное звучание, и более яркие динамические оттенки - соответственно указаниям в нотном тексте (не уверена, правда, что они авторские). Отрывистое исполнение предпочитал и Эмиль Гилельс, но качественной записи я не нашла, а плохую выкладывать неэтично по отношению к прекрасному пианисту. Так что на Погореличе и закончим обзор.))


Tags: Гилельс, Иво Погорелич, Карло Ломбарди, Марта Аргерих, Рихтер, Самсон Франсуа, Шуман, музыка и пение
Subscribe
promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments