Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Хрупкая красота


Веер из перьев марабу на перламутровых пластинах. Франция,начало ХХ века.Перо, перламутр, металл; литье, резьба. Московский музей-усадьба "Останкино".

Даже долговечные самоцветы и драгоценные металлы, которые составляют основу или декор произведений прикладного искусства, нуждаются, порой, в реставрационной помощи для восстановления экспозиционного вида музейных шедевров. А если это изящные, но хрупкие веера, которыми активно пользовались в быту и материалы которых - страусиные перья, шёлк, перламутр, резная кость, панцирь черепахи - далеко не всегда выдерживают даже аккуратное многолетнее хранение, то вмешательство реставраторов требуется значительно чаще: веера роняют, ими обмахиваются, иногда на них неосторожно садятся...
На сайте Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря размещена виртуальная выставка отреставрированных вееров из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино», в котором хранится третья по величине в России коллекция вееров.

Предлагаю посмотреть некоторые фото с сайта ВХНРЦ - все картинки кликабельны. Даны фрагменты и обороты вееров, которые показались мне самыми сложными в реставрации и интересными по материалам и художественным решениям. По умолчанию даны экспонаты музея "Останкино", в остальных случаях - указан музей. Подробности о веерах вы можете узнать на сайте ВХНРЦ.



Веер "Пастораль" с двусторонним экраном на 14-ти перламутровых пластинах. Франция,1840-е. Бумага, кость, металл; роспись, литография, тиснение, штамповка


Веер с кружевным опахалом и фигурной кистью. Россия
XIX век.Кость, перламутр, фольга, тюль узорный, кружево плетёное; резьба сквозная, гравировка, интарсия. Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим"



Веер с фигурными пластинами с кистью. Россия,XIX век.
Атлас, металл, нити шелковые гарусные, перламутр, фольга; резьба сквозная, ткачество. Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим"



Веер двусторонний "Нахождение Моисея". Франция, 1850-1860-е. Металл, кость, бумага, стекло.


Веер двусторонний из перламутровых пластин с инкрустацией. Бумага, перламутр, бронза, инкрустация. Место хранения, а также время и место изготовления не указаны.


Веер plié "Радости материнства". Оборотная сторона. Франция,1840-е.Металл, кость, бумага.


Веер brisé, оборотная сторона и фрагменты лицевой стороны до и после реставрации. Германия,1870-1880-е. Кость, фольга золотная, гуашь; резьба, роспись. Государствнный музей А.С.Пушкина.

Остальные экспонаты виртуальной выставки [здесь]http://www.grabar.ru/exhibitions/virtual/restavraciya_reznoy_kosti_veera/index.php
Tags: Музейное закулисье, ремесло и искусство, реставрация
Subscribe
promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments